На московские экраны выходят сразу три фильма знаменитой эпопеи Питера Гринуэя "Чемоданы Тульса Люпера". И это, боюсь, только начало: неутомимый Гринуэй, некогда культовый (ныне к нему заметно охладели), грозился сделать 92 (!) серии похождений некого Тульса Люпера, профессионального зэка, отсидевшего во всех тюрьмах мира: и в американской глубинке, и в СССР периода правления Хрущева.
И это, боюсь, только начало: неутомимый Гринуэй, некогда культовый (ныне к нему заметно охладели), грозился сделать 92 (!) серии похождений некого Тульса Люпера, профессионального зэка, отсидевшего во всех тюрьмах мира: и в американской глубинке, и в СССР периода правления Хрущева. Кроме того, Гн Гринуэй обещал распространить "тульсолюпероманию" по всей планете, создавая по ходу съемок очередной порции злоключений своего героя видеоигры на эту тему, интерактивные проекты, DVD, CD, выставки, инсталляции и бог знает что еще. Несколько лет назад, когда Гринуэй впервые огорошил мировое киносообщество своим Тульсом Люпером, многие – особенно преданные фаны – поверили ему на слово. Дескать, кому, как не ему, интеллектуалу с почти математическим складом мышления, объять необъятное, создать современную "Войну и мир", всеохватную сагу, мозаику нашего времени? Другие, разочарованные последними опытами этого режиссера (далеко не такими блестящими, как, скажем, "Повар, вор, его жена и ее любовник" /Cook, The Thief, His Wife And Her Lover, The/ (1989)), лишь пожимали плечами. Мол, нас уже не купишь на такого рода кунштюки; холодные, холоднее некуда, наблюдения ума – безо всяких там горестных замет сердца.
Кроме всего прочего, иных здравомыслящих зрителей отпугивала вдруг проявившаяся гигантомания этого режиссера, вознамерившегося не просто снимать фильмы, но как бы опоясать, увлечь весь мир своими странными донельзя идеями. Ибо те, кто видел первого по счету "Тульса Люпера" («Чемоданы Тульса Люпера, часть 1: Моабская история» /Tulse Luper Suitcases, Part 1: The Moab Story, The/ (2003)), были несколько шокированы чрезвычайной запутанностью, отстраненностью, абсурдной невнятицей этого фильма, снятого методом полиэкрана. Мало того, что действие "Чемоданов" происходит в четырех разных плоскостях, окошки с изображением появляются то тут, то там, отражаются друг в друге, пересекаются и перетекают друг в друга, создавая такую великолепную кашу в голове несчастных зрителей, что и психоаналитик со стажем тут не разберется. Дело доходило до того, что смущенные поклонники Гринуэя вычитывали "сюжет" (которого на самом деле нет) в пресс-релизах, не в силах понять, что же на самом деле происходит. При этом этих самых поклонников никак нельзя было заподозрить в слабоумии…
В общем, война Гринуэя с "литературой", с сюжетным кино, которую он объявил много лет назад, закончилась его собственным поражением. Режиссер громадной культуры, захватывающего воображения, утонченного ума и особого рода изящества – и чисто человеческого, личностного, и иного, творческого, – он сам загнал себя в тенета искусства для искусства. Возможно, источником этого безумия тотального абсурда стал "воинствующий" атеизм Гринуэя: отрицая Бога, он в то же время, судя по его амбициям, стремится стать богоравным.
Правда, и другая точка зрения имеет право на существование: у "Тульса Люпера", этой компьютерно-технологичной белиберды, есть свои поклонники. Ценящие в искусстве прежде всего дух эксперимента, пусть и на грани фола. Вот они-то как раз считают, что неприятие этого режиссера свидетельствует об эстетической глухоте, традиционности и провинциальности.
Что искусство двигают вперед именно такие безумцы, как Гринуэй. Безумцы, не понятые современниками.