Остроумный и эффектный, но слегка затянутый триллер, который тем не менее абсолютно заслуженно удостоился всеобщей любви
Чернокожий парень Крис (Дэниел Калуйя) едет знакомиться к родителям своей белой девушки Роуз (Эллисон Уильямс) – уважаемым нейрохирургу и психотерапевту, живущим в большом загородном особняке в живописном районе. Встречают парня необычайно радушно и тепло, но за этим гостеприимством кроется темный секрет.
Ключевая деталь, с которой стоит начать рассказ о «Прочь», состоит в том, что режиссер этого триллера Джордан Пил – чернокожий, а его жена белая, и это многое объясняет в тоне, с которым Пил ведет рассказ. С одной стороны, это безусловно остросоциальная лента, касающаяся проблем в отношениях между расами в современном обществе, но с другой – «Прочь» максимально далек от обличительного пафоса иных «расистских» драм и, более того, относится к ним с мрачноватым, но все же юмором – да, безусловно, неравенство есть, но это не совсем классовая ненависть, а скорее этакая латентная «черная зависть», которую при желании даже можно воспринять как комплимент.
Вообще то, как ненавязчиво и изобретательно Пил обыгрывает в «Прочь» расовые штампы и клише, достойно подробного разбора (чего стоит одна только белокожая героиня, которая пьет молоко и слушает саундтрек «Грязных танцев», равно как и элегантная фишка гипноза при помощи изящной чашки и серебряной ложечки!), так что вам придется поверить нам на слово – так о межрасовых отношениях еще никто не высказывался. Вероятно, это стало одной из главных причин, по которым «Прочь» имеет на главном западном агрегаторе профессиональных рецензий Rotten Tomatoes совершенно убийственный рейтинг одобрения в 99% – такое свежее, остроумное и неожиданное кино не может не понравиться.
Другое дело, что рейтинг одобрения в 99 процентов отнюдь не равняется высшей оценке – да, это очень обаятельный и располагающий к себе фильм, но у него есть ряд недочетов разной степени критичности. Например, ему явно много ста минут экранного времени – это фильм одного сюжетного твиста, но карты на стол Пил выкладывает довольно поздно, где-то за полчаса до финала, а в первый час в нем порядком скучноватой «воды». Во-вторых, этот самый сюжетный твист – довольно-таки фантастическая «шиза», на фоне которой недавний триллер «Не дыши» покажется шедевром приземленного реализма, так что заранее настройтесь на соответствующий лад.
В то же время именно эта легкая завиральность кажется той самой вишенкой на торте, которая превращает просто занятный триллер в выдающееся, по-настоящему авторское произведение – раньше нечто подобное могли себе позволить только авторы сериала «Байки из склепа» (где «Прочь», кстати, смотрелся бы идеально), а в наше время так вот «хулиганить» в полнометражном формате позволяют себе лишь единицы. Хорошо, что все закончилось безусловным хеппи-эндом – при бюджете в 5 миллионов долларов «Прочь» заработал в прокате одних только США аж 135 миллионов долларов.
С 11 мая в кино.