Гнетуще-мрачная осовремененная экранизация Пушкина, которая еще депрессивнее, чем роман 200-летней давности
Живущий в провинциальной глуши влиятельный бизнесмен Троекуров (Юрий Цурило) ссорится со своим другом Дубровским, директором фермерского хозяйства в деревне Кистеневка. Хотя мужчины некогда вместе служили в Афганистане, им не удается помириться, и Троекуров использует свое влияние на местных чиновников, чтобы объявить Кистеневку незаконной застройкой. Когда суд предписывает снести деревню, Дубровский тяжело заболевает и умирает. На похороны приезжает живущий в Москве сын Дубровского, Владимир (Данила Козловский), и он использует свои познания в финансах, чтобы выдать себя за иностранного консультанта, втереться в доверие к Троекурову и украсть деньги для обездоленных фермеров. Заодно он заводит роман с Машей (Клавдия Коршунова), дочерью бизнесмена. Тем временем кистеневские мужики объявляют кровавую войну чиновникам, ОМОНу и прихвостням Троекурова.
Чем больше все меняется, тем больше все остается по-прежнему. Дураки, дороги, воры и продажные чиновники были бичом России в XIX веке, и за двести лет они никуда не делись. Пушкин написал «Дубровского» в 1832 году, однако создателям осовремененной экранизации мало что пришлось изменить, чтобы перенести действие романа в 2000-е. Согласитесь, это вгоняет в депрессию. Особенно когда осознаешь, насколько актуален «Дубровский» в наши дни.
Впрочем, кое-что с 1832 года все же изменилось, и это «кое-что» вставило новому «Дубровскому» увесистый лом в колеса. Александр Сергеевич был, конечно, гуманист, но также дворянин, аристократ и крепостник, и для него (равно как и для читателей начала XIX века) «Дубровский» был историей трех основных персонажей – Дубровского-младшего, Троекурова и Маши. Кистеневские крестьяне, мирные или воинствующие, были для Пушкина массовкой, имеющей сюжетное значение, но не заслуживающей особого внимания. Поэтому для гения было совершенно естественно уделить столько строк пребыванию Дубровского в доме Троекуровых и его отношениям с Машей. Ведь чем ближе противоборствующие герои, тем драматически острее между ними конфликт. И какой же романтический роман без любовной линии?
В наши дни, однако, эта история воспринимается иначе. «Наехав» на Кистеневку, Троекуров обездолил всех ее жителей, которые в современном обществе равноценны с Дубровскими. Кто такой Владимир в сравнении с деревенскими мужиками? Сбоку припека. Московский хлыщ, который сочувствует отцовским односельчанам, но все же не может быть их полноценным представителем, потому что это не у него отнимают единственное жилье и единственный источник дохода. Корневой конфликт фильма – не между Дубровским и Троекуровым, а между Троекуровым (и шире – всеми коррупционерами) и кистеневцами. И когда картина, следуя пушкинскому тексту, уводит сюжет в сторону любовного треугольника, это воспринимается не как естественное развитие событий, а как предательство кистеневцев. Которые мерзнут в лесу, пока Владимир пьет горькую с Троекуровым и играет с Машей в теннис снежками (сцену с медведем в фильме воссоздавать не стали). С другой стороны, когда фильм все же уделяет деревенским внимание, возникает вопрос: «А зачем тут вообще Дубровский-младший и Маша?» Особенно последняя – исключительно пассивная героиня, никак не связанная с основной сюжетной линией и долгое время даже не знающая, что Дубровский-старший умер.
И это еще не все. Главная беда «Дубровского» в том, что это очередной чернушный фильм о том, как у нас все плохо. Омерзительные чиновники (сцена празднования сделки с цыганами так и пышет режиссерской ненавистью), жестокие бизнесмены-самодуры, мутные мужики, всегда готовые сжечь «ментов» заживо или расстрелять их на улице. И Маша с Володей, которые настолько европейские и цивилизованные, что им срочно надо сматываться в Лондон, подальше от родной грязи. Конечно, все это почерпнуто из реальности, а не высосано из пальца. Но когда эти претензии собираются в одной двухчасовой картине – местами забавной и игривой, но преимущественно гнетущей и тяжеловесной, – то от такого кино, лишенного даже лучиков света, хочется не бороться за перемены в стране, а повеситься или эмигрировать. Какой смысл ремонтировать дом, где давно все сгнило?
С 6 марта в кино.