Несмотря на то что коронавирусные ограничения перечеркнули все планы на масштабное празднование Хэллоуина, вы всегда можете отметить 31 октября у себя дома. Для этого нужно лишь запастись едой, включить самые страшные хорроры и устроить себе ночной марафон. Мы собрали советы от режиссёров, которые помогут вам определиться с фильмами ужасов на Хэллоуин.
Эдгар Райт («Малыш на драйве», «Скотт Пилигрим против всех») выбрал хорроры, доступные в библиотеке стриминга Peacock, так что не стоит удивляться списку, состоящему из одной лишь классики. Хотя даже в таких неудобных рамках постановщик умудрился вспомнить не самые банальные фильмы, например, «Часового» Уиннера и «Мамочку-маньячку-убийцу» Уотерса.
А ещё «Людей под лестницей» Уэса Крэйвена — хоррормейкера, в чьей фильмографии так много выдающихся работ, что эта картина, увы, крайне часто теряется на фоне «Криков» и «Кошмара на улице Вязов». Райт в своём выборе, в общем-то, прав: это не просто уникальное адреналиновое кино, где каждую минуту происходит новая жуткая сцена (почти всё действие разворачивается в пределах одного дома, а юный герой пытается удрать от его обезумевших хозяев), но ещё и едкий социальный комментарий на тему капитализма.
Что можно увидеть в списке ещё: «Безумие» Альфреда Хичкока, «Связанные насмерть» Дэвида Кроненберга, «Гремлины» Джо Данте, «Американский оборотень в Лондоне» Джона Лэндиса и многое другое.
Эстафету принимает Уэс Крэйвен. Классик хоррора часто вспоминал любимые фильмы ужасов, но с особой теплотой он относится, что неудивительно, к «Изгоняющему дьявола» Фридкина. Выбор, очевидный донельзя (спроси у жанрового гика о его самом ярком впечатлении и в 99 случаев из 100 услышишь один ответ), зато работающий безотказно не только в Хэллоуин, но и в любой другой день года: в этой мрачной ленте об экзорцизме до сих пор кроется какая-то неуловимая зловещая энергетика, которая заставляет вжиматься в спинку кресла и испуганно озираться по сторонам. Если уж «Изгоняющий дьявола» смог встревожить мастера ужасов Уэса Крэйвена, то зрителя, куда меньше следящего за жанром, он точно лишит сна на ближайшие 24 часа.
Что ещё советовал Уэс Крэйвен: «Дурная кровь» Мервина ЛеРоя, «Девичий источник» Ингмара Бергмана, «Красавица и чудовище» Жана Кокто и Рене Клемана.
Вместе с «Суспирией» Дарио Ардженто в числе своих любимых фильмов ужасов Уильям Фридкин называет и другую его ленту — «Кроваво-красное». Влияние джалло в творчестве режиссёра заметить, честно говоря, несложно: как и итальянский коллега, американский постановщик особо внимателен к свету на съёмочной площадке и в попытке испугать зрителя использует весь арсенал технических средств. Правда, Фридкин признаётся, что даже он бессилен перед умением Ардженто создавать монументальные жанровые аттракционы, которые безотказно бросают в дрожь любую публику. Если вы решите устроить себе эстетский Хэллоуин, лучше фильмов, чем эти, вам не найти. Не верите нам — послушайте Фридкина, извечно трепетного постановщика-визионера.
Что ещё советует Уильям Фридкин: «Женщина-демон» Канэто Синдо, «Они» Давида Моро и Ксавьера Палю, «Забавные игры» Михаэля Ханеке.
Следующий на очереди, увы, не Ардженто, но автор, тесно связанный с творчеством культового итальянского хоррормейкера. Лука Гуаданьино снял свою версию «Суспирии», возмутив и поклонников, и даже автора оригинала. В числе любимых фильмов ужасов у постановщика, помимо, разумеется, классики джалло, «Муха» Кроненберга. Сам режиссёр утверждает, что в этом боди-хорроре его пугает невозможность любви в финале: «Ужас ты ощущаешь в конце, когда осознаёшь, что герои Джеффа Голдблюма и Джины Дэвис хотят быть вместе, но не могут». Трактовка, скажем прямо, любопытная, и благодаря ей фильм можно смотреть не только как страшилку на ночь, но и как горькую мелодраму.
Нетривиальный выбор для любителей олдскульных чёрно-белых ужасов. В первой половине XX века вселенная монстров Universal развивалась семимильными шагами, так что неудивительно, что на ней вырос не один выдающийся хоррормейкер. Кроненберг, разумеется, не исключение из правил, а лишь очередное его подтверждение. В его списке любимых картин хоть и полно европейских драм, но фаната жанрового кино не скрыть за любовью к Бергману и Феллини. Сейчас «Тварь из Чёрной Лагуны» может выглядеть дешево, однако очаровательного пятидесятнического вайба у неё не отнять: когда ещё, если не в Хэллоуин, вам выпадет шанс посмотреть старомодный ужастик о морском чудовище?
Что ещё советует Дэвид Кроненберг: «А теперь не смотри» Николаса Роуга и «Час волка» Ингмара Бергмана.
Раз уж мы заговорили о «Твари из Чёрной Лагуны», самое время выслушать мнение автора, на которого этот фильм повлиял больше всего («Форма воды» была вдохновлена детскими воспоминаниями от просмотра хоррора Universal). Правда, дель Торо припас другую, более неожиданную рекомендацию. Своим подписчикам в Twitter режиссёр посоветовал «Призрака рая» Брайана де Пальмы. По мнению постановщика, это кино идеально совмещает в себе с дюжину разных жанров. Нелепая история об обманутом композиторе с каждой минутой становится всё больше похожа на кошмарный абсурдный сон: де Пальма смешивает «Призрака оперы», «Портрет Дориана Грея», «Фауста» и с десяток других литературных и кинематографических произведений. Идеальный хэллоуиновский сеанс для настоящего киномана.
Что ещё советует Гильермо дель Торо: «Ведьмы» Беньямина Кристенсена, «Тигры не боятся» Иссы Лопес, «Сердце ангела» Алана Паркера, «Каменная лента» Петера Шашди, «Перебежчик» Питера Медака, «Девятая сессия» Брэда Андерсона, «Студия звукозаписи „Берберян“» Питера Стрикленда.
Делаем хитрый зигзаг и рассказываем о любимых хоррорах не де Пальмы, а его коллеги Стивена Кинга — автора оригинального романа «Кэрри» и по совместительству тоже режиссёра («Максимальное ускорение»). Писатель часто делится впечатлениями с подписчиками, а среди всех современных ужасов он особо выделяет «Демона внутри». Фильм Овредала, по словам автора, своим мастерским саспенсом напомнил ему «Чужого» и ранние работы Кроненберга.
А вот другой хоррор из XXI века, который приглянулся Кингу, снял Нил Маршалл. Его «Спуск» — история типичная, но оттого не менее жуткая. Несколько любительниц экстрима отправляются в экспедицию по одной из пещер, но оказываются пленницами здешних тёмных проходов, а вскоре и вовсе выясняют, что на них открывают охоту местные плотоядные существа.
Что ещё советует Стивен Кинг: «Рассвет мертвецов» Зака Снайдера, «Дуэль» Стивена Спилберга, «Сквозь горизонт» Пола У.С. Андерсона.
Без фильма Карпентера, по мнению Маршалла, Хэллоуин нельзя считать Хэллоуином. Но так как рекомендовать фильм с Майклом Майерсом — нонсенс, режиссёр решил посоветовать другую картину жанрового классика. «Туман» — жуткая история о призраках прошлого и беззащитном маленьком городке, которому предстоит сразиться со злобными фантомами. Когда за окном серая дождливая осень, а на экране из пугающей дымки то и дело вылезают мертвецы, легко поймать паранойю и начать разглядывать подозрительные силуэты на улице. Кстати, Маршалл называет саундтрек «Тумана» одним из лучших в истории хорроров — как тебе такое, «Хэллоуин»?
Что ещё советует Нил Маршалл: «Так держать… Продолжаем кричать!» Джералда Томаса, «Чужой» Ридли Скотта и альманах «Город монстров».