
Потенциально весьма любопытная история противостояния сына новому любовнику матери не получила должного эмоционального заряда, чтобы стать хорошей комедией или добротной драмой
Потенциально весьма любопытная история противостояния сына новому любовнику матери не получила должного эмоционального заряда, чтобы стать хорошей комедией или добротной драмой.
В свои сорок пять организатор выставок Виолетта многого добилась в карьере, но в личной жизни у нее давно все очень грустно. Знакомство с инженером Жан-Рене вносит в будни женщины давно ожидаемое разнообразие, Виолетта влюблена, но в отношения между двумя взрослыми людьми вмешивается 19-летний сын Виолетты Лоло – молодой человек не готов делить мать с посторонними. Лоло предпринимает массу усилий, чтобы расстроить возникшую симпатию взрослых.
Подобное случается сплошь и рядом – для создания потенциально успешного фильма собираются опытные актеры, талантливые сценаристы, самобытный режиссер, успешные продюсеры, но в результате получается что-то серое, неудобоваримое, не оправдавшее надежд. Если уж у Disney не получается «Одинокий рейнджер», то что говорить про куда менее могущественные студии – их провалы, может быть, не столь грандиозны, но зрителю все равно заметны. «Маменькин сынок» – пример подобной неудачи. В фильме вроде бы собраны актеры, поодиночке способные вытащить любой фильм, у руля – опытный комедиограф, тема как минимум любопытная, но на выходе – «пшик». Жаль, но лента не удалась.
А ведь начиналось все вполне достойно – «Маменькин сынок» так или иначе поднимает весьма любопытную проблему. Пусть «Эдипов комплекс» в картине преувеличен и гипертрофирован, но проблема-то существует, глобализация и феминизм действительно породили целое поколение женщин, откладывающих личное на потом, но затем не способных разрешить накопившийся ворох проблем. Виолетта в фильме – мать-одиночка, посвятившая себя сыну, однако, как и в жизни, в определенный момент она оказывается не способна принять простой факт: с ее шеи свесил ножки здоровенный «клоп», считающий ее своей собственностью.
Можно ли из этого сделать комедию. Ну, разумеется, ведь именно смеясь, люди и преодолевают социальные тупики, разрешают ставшие шаблонными задачи, перешагивают препятствия в развитии. Вот и «Маменькин сынок» вполне мог стать фильмом, где развернулась бы борьба за будущее женщины, когда-то слишком увлеченной своим отпрыском. И сперва может показаться, что для успеха ленты все сделано правильно – режиссером выступает Жюли Дельпи, звезда трилогии «Перед рассветом» и весьма успешный комедийный постановщик, на ведущие роли выбраны крупные французские комики. Но фильм не задался.
Почему? Прежде всего, потому что он злой. Несмотря на то что это комедия, «юмор» в «Маменькином сынке» слишком часто переходит грань развлечения и превращает ситуации в форменный садизм. Разумеется, зритель делает скидку на определенные преувеличения, с коими французская комедия всегда «перебарщивала», но даже при этой поправке проблемы героев выглядят какими-то апокалиптическими, постыдными и отвратительными. Тут не смеяться впору, а стыдливо прикрывать глаза. Во-вторых, увы, но в фильме категорически не работает тандем Дельпи-Бун. Оба актера хороши сами по себе, но вместе их не связывает ни малейшая искра. И снова можно сделать поправку на сюжет: мол, люди только притираются друг к другу, химия не должна проявляться сразу – но нет, пара не «оживает» даже к финалу. Наконец, включение в картину героини Карин Вьяр сложно оправдать чем-то иным, кроме взятки режиссеру, – подруга главной героини введена в фильм исключительно для того, чтобы нести сальности, травить плохие анекдоты и пошлить. Контраста Виолетте это не добавляет, но внимание очень рассеивает.
Конечно, с французским опытом снимать комедии сделать кино безнадежно плохим не получилось бы, даже работай авторы с закрытыми глазами и одной только левой рукой, в «Маменькином сынке» достаточно удачных шуток и радующих глаз сцен (попытки угадать сюжеты картин Лоло, например). Но их, во-первых, недостаточно для полновесного кинохита, а во-вторых, они не слишком помогают раскрытию подлинного смысла ленты.
Жаль, что свой потенциал картина не раскрыла, несмотря на усилия актеров и авторов, вряд ли Дэни Бун, Жюли Дельпи и Венсан Лакост запишут участие в «Маменькином сынке» в список своих побед. Впрочем, и катастрофы в этом особой нет, просто Франция приучила зрителя к несколько более высокому уровню, а в данном случае получился шаг назад. Бывает, главное, чтобы ошибки были учтены в новых проектах, а смыслы обдумывались раньше, чем фильм запущен в работу.
С 10 ноября в кино.