Потенциально весьма любопытная история противостояния сына новому любовнику матери не получила должного эмоционального заряда, чтобы стать хорошей комедией или добротной драмой
В свои сорок пять организатор выставок Виолетта многого добилась в карьере, но в личной жизни у нее давно все очень грустно. Знакомство с инженером Жан-Рене вносит в будни женщины давно ожидаемое разнообразие, Виолетта влюблена, но в отношения между двумя взрослыми людьми вмешивается 19-летний сын Виолетты Лоло – молодой человек не готов делить мать с посторонними. Лоло предпринимает массу усилий, чтобы расстроить возникшую симпатию взрослых.
Подобное случается сплошь и рядом – для создания потенциально успешного фильма собираются опытные актеры, талантливые сценаристы, самобытный режиссер, успешные продюсеры, но в результате получается что-то серое, неудобоваримое, не оправдавшее надежд. Если уж у Disney не получается «Одинокий рейнджер», то что говорить про куда менее могущественные студии – их провалы, может быть, не столь грандиозны, но зрителю все равно заметны. «Маменькин сынок» – пример подобной неудачи. В фильме вроде бы собраны актеры, поодиночке способные вытащить любой фильм, у руля – опытный комедиограф, тема как минимум любопытная, но на выходе – «пшик». Жаль, но лента не удалась.
А ведь начиналось все вполне достойно – «Маменькин сынок» так или иначе поднимает весьма любопытную проблему. Пусть «Эдипов комплекс» в картине преувеличен и гипертрофирован, но проблема-то существует, глобализация и феминизм действительно породили целое поколение женщин, откладывающих личное на потом, но затем не способных разрешить накопившийся ворох проблем. Виолетта в фильме – мать-одиночка, посвятившая себя сыну, однако, как и в жизни, в определенный момент она оказывается не способна принять простой факт: с ее шеи свесил ножки здоровенный «клоп», считающий ее своей собственностью.
Можно ли из этого сделать комедию. Ну, разумеется, ведь именно смеясь, люди и преодолевают социальные тупики, разрешают ставшие шаблонными задачи, перешагивают препятствия в развитии. Вот и «Маменькин сынок» вполне мог стать фильмом, где развернулась бы борьба за будущее женщины, когда-то слишком увлеченной своим отпрыском. И сперва может показаться, что для успеха ленты все сделано правильно – режиссером выступает Жюли Дельпи, звезда трилогии «Перед рассветом» и весьма успешный комедийный постановщик, на ведущие роли выбраны крупные французские комики. Но фильм не задался.
Почему? Прежде всего, потому что он злой. Несмотря на то что это комедия, «юмор» в «Маменькином сынке» слишком часто переходит грань развлечения и превращает ситуации в форменный садизм. Разумеется, зритель делает скидку на определенные преувеличения, с коими французская комедия всегда «перебарщивала», но даже при этой поправке проблемы героев выглядят какими-то апокалиптическими, постыдными и отвратительными. Тут не смеяться впору, а стыдливо прикрывать глаза. Во-вторых, увы, но в фильме категорически не работает тандем Дельпи-Бун. Оба актера хороши сами по себе, но вместе их не связывает ни малейшая искра. И снова можно сделать поправку на сюжет: мол, люди только притираются друг к другу, химия не должна проявляться сразу – но нет, пара не «оживает» даже к финалу. Наконец, включение в картину героини Карин Вьяр сложно оправдать чем-то иным, кроме взятки режиссеру, – подруга главной героини введена в фильм исключительно для того, чтобы нести сальности, травить плохие анекдоты и пошлить. Контраста Виолетте это не добавляет, но внимание очень рассеивает.
Конечно, с французским опытом снимать комедии сделать кино безнадежно плохим не получилось бы, даже работай авторы с закрытыми глазами и одной только левой рукой, в «Маменькином сынке» достаточно удачных шуток и радующих глаз сцен (попытки угадать сюжеты картин Лоло, например). Но их, во-первых, недостаточно для полновесного кинохита, а во-вторых, они не слишком помогают раскрытию подлинного смысла ленты.
Жаль, что свой потенциал картина не раскрыла, несмотря на усилия актеров и авторов, вряд ли Дэни Бун, Жюли Дельпи и Венсан Лакост запишут участие в «Маменькином сынке» в список своих побед. Впрочем, и катастрофы в этом особой нет, просто Франция приучила зрителя к несколько более высокому уровню, а в данном случае получился шаг назад. Бывает, главное, чтобы ошибки были учтены в новых проектах, а смыслы обдумывались раньше, чем фильм запущен в работу.
С 10 ноября в кино.