"Тайна Антуана Ватто" -- расследование секретов одного шедевра для тех, кто Дэну Брауну предпочитает что-то потоньше и верит, что настоящие тайны не имеют разгадки.
Студентка Люси (Сильви Тестю) – маленькое, грацильное создание с внимательным взглядом умной мышки – днем работает в копи-центре, а ночью бьется в библиотеках над разгадкой тайны художника Антуана Ватто, основоположника стиля рококо, изображавшего в своих куртуазных аллегориях одну и ту же даму со спины. Путь к разгадке усеивают различные препятствия. Настойчивый хозяин квартиры, требующий арендной платы. Мать-актриса – женщина с тяжелым характером, у которой приходится клянчить в долг. Сердитый научный руководитель (Жан-Пьер Марьель), бившийся над той же искусствоведческой проблемой в молодости, притом с какими-то травматичными последствиями для личной жизни. Наконец, глухонемой возлюбленный – уличный мим с трагическим лицом (Джеймс Тьери), который перед тем, как впасть в кому от опасной болезни, вручает Люси ключ к решению проблемы. Научной, но не человеческой.
Сюжеты, где эпицентром интриги назначается таинственный антиквариат, долгое время составляли отдельную и малозаметную подкасту в истории кино, пока не оскандалились и не превратились в отдельный крупный жанр под названием «Код Да Винчи» /Da Vinci Code, The/ (2006). Камерный, скромный фильм Лорана де Бартийя, сработанный по старинке, противостоит ему как один набросок Анатолия Зверева всей глазуновской живописи – хотя в самой истории с загадочным живописцем и его музой присутствуют все нужные ингредиенты, чтобы сварить душераздирающий детектив с дорогим антиквариатом и ликбезом по истории мировой культуры.
«Тайна Антуана Ватто» /Ce que mes yeux ont vu/ (2007) – тоже расследование, но расследование другого рода и с другими результатами. Лейтмотив картины – послойное сканирование холстов рентгеном, открывающими под верхней, видимой картиной, других героев и совершенно другие композиции – отражает суть фильма довольно точно. Дополнительные, замазанные слои мерцают в отношениях главной героини и матери-актрисы, и в прошлом научного руководителя, и даже у города Парижа, под которым течет взятая в трубу и забытая всеми река шириной в Сену, обнаруженная глухонемым мимом. Даже у хозяина квартиры, которого вытолкали вон, нашелся бы свой секретный план, продержись он в кадре чуть подольше. Оказавшись в мастерской реставратора, картина видимой реальности размывается, под ней обнаруживается другая, дальше – еще одна, и т.д.
Общеизвестный, хорошо отработанный прием в подобного рода фильмах. Но если в "Коде да Винчи" еще уверены, что можно вывести на белый свет окончательно верную картинку, которую от всех скрывали зловещие попы, в фильме де Бартийя таким изображением оказывается пустой холст. А все, что поверх него – химерой нашей жизни, пребывающей в плену у образов, фантазий, навязчивых идей и призраков прекрасных дам, повернутых к нам спиной.
Еще одна вариация на тему удручающего совпадения жизни и искусства, и, пожалуй, даже более удачная, чем другое расследование загадочного образа, схожее по духу с нашим – «Девушка с жемчужной сережкой» /Girl with a Pearl Earring/ (2003). И хорошая альтернатива для тех, кто Дэну Брауну и Скарлетт Йоханссон предпочитает что-нибудь потоньше.