Обаятельный хоррор поколения TikTok.
С каждым днем осени листья становятся желтее, вечера — прохладнее, а стриминги — все более угрожающими. В этом году традиционная хэллоуинская подборка хорроров радует разнообразием: Гари Доберман достал с антресолей «Жребий» Стивена Кинга, Деми Мур познала муки боди-хоррора в «Субстанции», а Тим Бёртон озарил прокат запоздавшим сиквелом «Битлджуса». Независимый кинематограф тоже не отстает: синефильский триллер «Сталкер» удивил аудиторию жанрового фестиваля Fantasia, а сатирический ужастик «То, что внутри» покорил критиков на «Сандэнсе». Лента начинающего кинематографиста Грега Жардина была куплена Netflix за рекордные 17 млн долларов, что само по себе выглядит солидно. Но сможет ли «То, что внутри» одержать победу в извечной хэллоуинской гонке стримингов за внимание зрителя? Покажет лишь время.
Сюжет фильма разворачивается вокруг группы друзей детства, которые собираются на предсвадебную вечеринку. Шелби (Бриттани О’Грэйди) и Сайрус (Джеймс Морозини) переживают непростой период в отношениях и стремятся попробовать что-то новое. Просветленная Майя (Нина Блумгарден) тайно мечтает отбить новоиспеченного жениха Рубена (Девон Террелл) у невесты Никки (Алисия Дебнем-Кэри), популярной блогерши. Тихая Брук (Рейни Хардести) заглядывается на ловеласа Денниса (Гэвин Лезервуд), когда-то встречавшегося с Никки. Саймон не прочь изменить Шелби с Никки, а Рубен готов провести последнюю холостяцкую ночь с Майей. Ситуация обостряется, когда на вечеринку внезапно заявляется Форбс (Дэвид У. Томпсон) — бывший школьный техногений, отчисленный много лет назад из-за скандала. Приходит Форбс не один, а в компании нового изобретения, с помощью которого герои меняются телами и играют в «Угадай, кто?».
Теплые дружеские посиделки продолжают оставаться главным вдохновением для ряда независимых хоррормейкеров — не только потому, что это бюджетно, но и потому, что чертовски весело. В комедийном хорроре «Тела, тела, тела» группа зумеров ищет маньяка в гигантской усадьбе, а в недавнем «Два, три, демон, приди!» австралийская молодежь устраивает потешные (до поры до времени) спиритические сеансы. Примечательно, что оба фильма связаны с культовой американской студией А24, главным поставщиком авторского кино на сегодняшний день. «То, что внутри» — скромная попытка студий чуть менее влиятельных и известных зайти на территории стилизованного жанрового кино. К счастью, фильм, который поначалу выглядит как китайская подделка с AliExpress, со временем приобретает собственный голос и звучание.
«То, что внутри» — кино нестройное, невротическое и в большей степени бессодержательное: за быстрой сменой лиц, тел и персоналий легко забыть, кого как зовут и кто кому кем приходится. Ситуацию усугубляет тот факт, что ни герои, ни зрители поначалу не знают, кто в чьем теле оказался на этот раз, — следить за происходящим приходится очень пристально, каждая упущенная деталь нарушает цепочку событий в сюжетной спирали, о которой сложно рассказать без спойлеров.
Как это часто бывает, освободившись от социальных оков, герои бросаются во все тяжкие — табуированные и тайные желания вырываются наружу, ответственность утекает сквозь пальцы, а последствия угрожают разрушить не одну, а сразу несколько жизней. Объектом всеобщего вожделения вновь оказывается привлекательная женщина, тело которой становится эквивалентом власти над легкомысленными мужчинами, переменчивым обществом и непредсказуемым миром. Впрочем, социальный аспект – далеко не самая важная часть фильма Грега Жардина, режиссер то и дело подкидывает сюжетные твисты в огонь абсурда, постепенно повышая ставки и доводя ситуацию до предела. «То, что внутри» балансирует между жанрами хоррора и комедии, не становясь до конца ни тем, ни другим. Сумасшедший ритм, хулиганские коллажные и клиповые вставки превращают «То, что внутри» в кино нового поколения TikTok, которое поставляет зрителю предельное количество информации за максимально короткий период времени.
Парадоксально, но в этом пижонстве таится и главная проблема фильма, который ничего, кроме страсти, стиля и интриг, предложить не может. Жардин заигрывается в постмодернизм, пренебрегая смыслом ради стильной визуальной концепции, а сюжетом — ради формы. «То, что внутри» мало чем отличается от главных героев, которые пожертвовали собственным «я» ради красивой и удобной жизни, но так и не смогли с этим смириться.