Так что же такое Substance? Своеобразное лекарство от старения — набор шприцов и склянок, способных продлить век «лучшей версии себя». Актриса со звездой на Голливудской аллее славы Элизабет Спаркл (Деми Мур) с возрастом сменила красные ковровые дорожки на работу фитнес-инструкторши на ТВ. Продюсер Харви (Деннис Куэйд) задумал даму выпустить в тираж и поменять формат эфира прямо в день рождения мисс Спаркл.
В тот момент, когда кризис и неблагополучные стечения обстоятельств рискуют утащить Элизабет на дно депрессии, появляется чудесная рекомендация — осталось решиться на процедуру. Что же получает обладательница медицинского набора? Свою копию (Маргарет Куолли) — разве что не из ребра, а из позвоночника: как это выглядит, представьте сами. Правила просты: симбиоты подпитывают друг друга, но каждую неделю должны меняться местами, чтобы соблюдать баланс. Но, разумеется, не так-то просто найти гармонию с той, кем ты так никогда и не стала.
Приз за сценарий Каннского кинофестиваля-2024.
Во-первых, атмосфера кэмпа. Я вообще-то ждал триллера и хоррора, но их толком-то и нет. Фильм гротескный, и главные эмоции здесь, это сарказм и отвращение. С явным упором на отвращение. Ждал более глубокого фильма, более серьёзного. А тут хватанули по верхам, что типично для современного кино, увы.
Во-вторых, в общем-то... "Субстанция" выглядит как краткий пересказ очередного сезона "Американской истории ужасов", что попахивает хайпом и вторичностью. Корали Фаржа? Да ладно, Райн Мёрфи -- мы тебя узнали... Спасибо, кончено, и за отсылки к Лавкрафту, но это как-то в 2024 году выглядит уже запоздало, старомодно. Будто ремейк "Извне" 1986 года, о котором никто не просил.
Во-третьих, фильм кажется простым и прямолинейным, местами прямо уж топорным, настолько всё очевидно. А потом вы после просмотра читаете интервью режиссёра (если хотите, режиссёрки), собственно Корали Фаржа, и оказывается, что вы всё неправильно поняли, глаза и уши вас обманывают, все 2,5 часа вы смотрели манифест феминизма, выкрученный на 300%. В том-то, наверное, и проблема, что 300% -- это сильно перебор, и именно как гимн феминизма этот фильм вообще не работает, это выглядит ровно наоборот, как саморазоблачение. Такое же ощущение недавно создавал и расхваленный "Я видел свечение телевизора". Все персонажи негативные (и мужские, и женские), и каждый, собственно, сам ответственен за проблемы в своей жизни.
Это, конечно, интересно, что ярая феминистка Фаржа сняла фильм о героине, которая только и делает, что занимается самообъективизацией. Так выглядит гимн феминизму? Серьёзно?
Поэтому возникает вопрос, как этот фильм получил приз Канн за сценарий!? Наверное, Фаржа нужное количество раз сказала "феминизм" и "MeToo" перед показом. Потому что, уж сценарием этот фильм точно не поражает.
Фильм вполне смотрибельный (для тех, кто смотрит хорроры и AHS). Он не скучный. Но какой-то провокационно-поверхностный. Я ждал действительно глубокого хоррор-рассуждения о старении, принятии себя, давлении общественности и т.п., но не тут-то было.
6/10
Так что если вы сомневаетесь, смотреть или нет, опасаясь "хоррора", то смотрите, это не прям хоррор-хоррор