Нуднейшая военная драма, почти полностью лишенная драйва, юмора, экшена, колоритных персонажей и ярких диалогов
В конце Второй мировой войны, когда союзники открывают второй фронт, американский музейщик Фрэнк Стоукс (Джордж Клуни) добивается создания команды специалистов по европейскому искусству. Группа Стоукса направляется во Францию вместе с войсками, чтобы выявлять произведения живописи, скульптуры и зодчества, которые нуждаются в защите от обстрелов и бомбардировок. Также команда «монументалистов» разыскивает бесценные артефакты, конфискованные нацистами у евреев и вывезенные из европейских музеев. Экспертам нельзя терять ни минуты – Гитлер завещал уничтожить награбленное, чтобы лишить Европу ее культурного достояния.
О чем вы подумали, когда узнали, что Джордж Клуни снял военный фильм о «грабеже награбленного» с собой, Мэттом Деймоном, Кейт Бланшетт и Биллом Мюрреем в главных ролях? Мы решили, что нас ждет трагично-пафосный, но все же увлекательный, эффектный и порой юморный аналог «Одиннадцати друзей Оушена». В котором кабинетные ученые проникнут в немецкий тыл, превратятся из слабаков в бравых вояк, остановят истребление (или вывоз) шедевров… И отдадут несколько жизней ради спасения великих произведений. Потому что если смерть за отечество легка и приятна, то смерть за Рембрандта еще легче и еще приятнее. Так и видишь, как корпулентный обаяшка Джон Гудмен заслоняет своим телом скульптуру Микеланджело. Или как Билл Мюррей вспоминает славные времена «Охотников за привидениями» и расстреливает полчища нацистов, как если бы они были злобными призраками.
На деле, однако, Клуни снял совсем другое, близкое к реальности и чрезвычайно скучное кино. Да, в «Охотниках» есть сцена, в которой герой проникает в тыл врага и вступает в неравный бой, пытаясь спасти шедевр. Но это лишь одна короткая сцена в почти двухчасовой картине. Почти все остальное время персонажи колесят по освобожденной Франции, копаются в документах, болтают друг с другом, допрашивают немцев и делают примитивные умозаключения, которые помогают им найти главное хранилище награбленного и вывезти сокровища до подхода советских войск. Да, вы правильно поняли. Картина не скупится на выпады в адрес нацистов, но в финале противниками оказываются советские солдаты. И, конечно, у нашего офицера в фильме – самая зверская рожа.
Есть ли в «Охотниках» экшен? Самая капелька – перестрелка, погоня, взрыв… По меркам военного кино в фильме царит тишь да гладь. Хитроумные планы? Не предусмотрены. Захватывающая охота за шедеврами? Отсутствует. Герои находят краденое буквально на каждом шагу и в огромных количествах, а потому зрительское восхищение этими находками быстро притупляется. Остроумные шутки? Персонажу Мэтта Деймона несколько раз говорят, что его французский ужасен, потому что он учил его в Квебеке. Этим юмор картины исчерпывается. Романтическая линия? Герои в возрасте уже не по этой части, а персонажа Деймона дома ждут жена и дети, так что чары Кейт Бланшетт на него не действуют.
Колоритные персонажи? И этого нет. Если только не путать колоритных актеров с колоритными героями. Первых в фильме полно, а вот со вторыми – швах. Достаточно сказать, что ведущих актеров можно поменять местами почти в любом сочетании, и картина от этого не изменится, потому что герои, в сущности, говорят одинаково, действуют одинаково и реагируют одинаково. В фильме нет даже обязательных для «командных» лент сцен, в которых герои демонстрируют свои уникальные таланты. Звезды при этом играют как будто сквозь сон, а сюжет постоянно разводит их по разным городам, не давая зрителям по крайней мере насладиться одновременным присутствием на экране толпы знаменитостей. Когда ближе к финалу герой Деймона рассказывает коллегам, как ему нравится с ними работать, так и хочется его спросить: «Когда это вы работали вместе? Ты полфильма перебирал бумаги с героиней Бланшетт!»
Что же в «Охотниках» есть, если в них ничего нет? Скука и антинацистский пафос. Фильм без устали напоминает, что немцы были бяками и буками, а герой Клуни произносит пламенные речи о том, что уничтожение шедевров – это уничтожение народа. Мысль это, кстати, спорная. Ведь разграбление римлянами Иерусалима не стерло евреев с лица земли, а отличная сохранность пирамид не помешала египтянам превратиться в арабов. Но не будем придираться к мелочам – у «Охотников» столько крупных проблем, что мелкие недостатки на их фоне едва заметны.