Бездарный фантастический фильм, для которого не смогли придумать захватывающего сюжета
Разведенную мать по имени Рене (Нуми Рапас) внезапно похищают и привозят в странное здание, которое одновременно похоже на тюрьму и медицинскую лабораторию. Сотрудники заведения накачивают женщину загадочным препаратом и пытают Рене ее главным страхом – большими пауками. Они надеются, что их «терапия» приведет к перерождению женщины, к ее превращению в существо высшего порядка.
Стивена Шейнберга записали в культовые постановщики, когда в 2002 году он выпустил садомазохистскую романтическую трагикомедию «Секретарша». Однако в этом статусе постановщик не удержался. Его вторая лента, байопик 2006 года «Мех» с участием Николь Кидман, вызывал куда меньший интерес, чем «Секретарша», после чего Шейнберг замолчал на целое десятилетие. В прошлом году режиссер вернулся в кино с «Трансформацией», однако лучше бы он этого не делал. Конечно, испортить положительные впечатления от «Секретарши» новый фильм не может, но все равно неприятно думать, что человек, снявший столь удачное кино, больше ни на что в кинематографе не способен.
Правда, «Трансформация» интригующе начинается, и актеры в ней заняты более чем достойные. Нуми Рапас из «Девушки с татуировкой дракона» и «Прометея», Петер Стормаре из «Фарго», Керри Бише из «Операции “Арго”», Майкл Чиклис из «Фантастической Четверки», Лесли Мэнвилл из «Еще одного года»… Такая команда может за счет своей харизмы вытащить даже слабое повествование, и пока картина не раскрывает свои тайны, смотрится она с интересом.
Однако как только Рене начинает осознавать, для чего ее похитили и чего от нее добиваются, фильм разваливается как колода карт. Ну, хотят от нее перевоплощения. Ну, добиваются определенных результатов. А дальше что? В чем тут драматическая фантастическая история, которую обещает реклама «Трансформации»? В сущности, картина – это растянутый на два часа пролог действительно занимательного повествования, которое могло бы начаться после «инициации» Рене.
Не нужно быть знатоком сценарного искусства, чтобы понять, что «Трансформация» должна была уделить минут десять тому, что фактически происходит в фильме Шейнберга, а затем либо вернуть Рене домой и показать, как она теперь взаимодействует с сыном, бывшим мужем и «трансформаторами», либо продемонстрировать, как перерожденная женщина сбегает из лаборатории и пытается вернуться к сыну, в то время как за ней гонятся экспериментаторы. Это шаблонные повествования, однако они были бы куда лучше, чем то, что показывает Шейнберг.
Некоторые западные критики описывают ленту как «пыточное порно» в духе «Хостела» и сиквелов «Пилы», но это явное преувеличение. Как таковых пыток в «Трансформации» немного. В основном это разговорное кино, где Рене либо выслушает туманные объяснения тюремщиков, либо ползает по вентиляции и подслушивает приватные разговоры ученых. Услышанные фразы постепенно складываются в осмысленную мозаику, но драматичного сюжета эта мозаика не образует.
Мало того, когда лента выходит на финишную прямую, она не только теряет свой изначальный драматизм, но и становится идиотской. Слушать финальные откровения и смотреть на кульминационные спецэффекты без смеха невозможно, хотя «Трансформация» снята на полном серьезе, с минимумом шуток и гэгов. Трудно поверить, что сценарий фильма сочинил Брайан Нельсон, опытный сценарист фантастических сериалов и автор замечательного триллера «Леденец», заставившего критиков обратить внимание на Эллен Пейдж. Как Нельсон и Шейнберг могли создать столь драматургически бессильное кино, как «Трансформация»? Уму непостижимо.
С 2 февраля в кино.