Герой фильма "Терминал" заперт в нью-йоркском аэропорту: пока он летел, в его советской республике Кракозии случилась гражданская война, и ему теперь нельзя ни вперед в Америку, ни назад в СССР. Картину сделал Стивен Спилберг, ее героя Виктора Наворски играет Том Хэнкс, и американская критика уже объявила эту работу одной из лучших в его биографии...
Стивен Спилберг снял фильм о пролетарской солидарности.
Герой фильма "Терминал" заперт в нью-йоркском аэропорту: пока он летел, в его советской республике Кракозии случилась гражданская война, и ему теперь нельзя ни вперед в Америку, ни назад в СССР.
Но у нас свой взгляд на Европу. И для этого неамериканского взгляда то, что учудили Хэнкс и Спилберг, – это уже не очень смешной эксперимент над ними, их чувством юмора и способностью представлять себе мир. Для них любой неанглоязычный человек – Е.Т. (extra terrestrial), инопланетянин. У Е.Т. другая логика, походка и цивилизация. Он симпатичный, благородный и работящий, но все равно сопит и мурлычет, он – чебурашка.
Эти взгляды топят картину. Потому что Виктора играет Том Хэнкс, а стюардессу Амелию – Кэтрин Зита-Джоунс. Увы, Хэнкс не Джеймс Стюарт, герой комедий Фрэнка Капры, которым явно подражает Спилберг. Обрюзгший, на вид плохо отмытый человек в топорном костюме и с мычанием вместо речи – странный объект для романтического интереса, который проявляет стюардесса с внешностью секс-бомбы. Сцену в "ресторане" стащили с рекламы фильма Коэнов "Невыносимая жестокость": Зита-Джоунс так же ослепительна, но не хватает Джорджа Клуни. Зритель вынужден преодолевать тот род условности, который простителен скорее для театра, где в труппе не нашлось Ромео моложе 50 лет и легче 80 килограммов.
Еще одна тема картины – тема солидарности разноцветной человеческой субстанции, что варится в плавильном котле американской мечты. Спилберг старательно коллекционирует в пространстве аэровокзала людей разных оттенков кожи, они там работают полотерами, водителями, охранниками, официантами, грузчиками. В его взгляде на этих людей – типичная для преуспевающего демократа необременительная любовь к малым сим. К концу фильма малые сгрудятся в партию, где их новый кумир, человек из Кракозии, преподаст им урок рабочей солидарности. Как и хотел Спилберг, аэропорт предстанет микромоделью американского общества с его иерархией и тлеющими социальными конфликтами, которые неизменно заканчиваются коллективным пением "America The Wonderful". Но более фальшивой микромодели я не припомню со времен "Свинарки и пастуха". Один из кадров даже напоминает советские плакаты: там размещены по одному представителю от вьетнамцев, афроамериканцев, китайцев, латиносов и еще каких-то не сразу опознаваемых наций, плавящихся в семье братских народов.
Эта система художественных задач увлекла авторов. По свидетельству очевидцев, Хэнкс фантазировал бурно и беспрерывно. Но нафантазировал человека, каких на земле нет. Он одновременно глуп и мудр, нелеп и живуч, дик и цивилизован. Он ближе спилбергову "Инопланетянину", чем сыгранному тем же Хэнксом капитану Миллеру из "Спасения рядового Райана". Ибо в отличие от кракозийца Миллер – американец.
Мир "Инопланетянина" фантастичен, и там не задают вопросов, почему у Е.Т. палец светится. Нельзя задавать вопросы и в "Терминале", их слишком много. Из таких вопросов можно сделать отдельный фильм, но без надежды получить хоть один ответ – ответов не знают сами авторы и любую нелепость оправдывают жанром.
Спилберг снял одну из немногих своих картин без спецэффектов, акул и звероящеров, духоподъемную и с похвально гуманными задачами. Но то, что ни близкие контакты с жизнью, ни жанр комедии – не его территория, видно с первого выхода героев в кадр. И хотя для правдоподобия на построенное в студии табло подавалась информация о реальных рейсах аэропорта Кеннеди, динозавры у Спилберга получались достовернее.
Российская премьера фильма – 17 сентября.