Содержательный, но скорее образовательный, чем увлекательный, исторический фильм о средневековой медицине Европы и Азии
Англия XI века. После смерти матери маленький Роб Коул поступает в ученики к странствующему брадобрею (Стеллан Скарсгорд), который обучает его немудреному искусству средневековой медицины: выдирание зубов, вправление вывихов, кровопускание, прижигание… Когда Роб (Том Пейн) вырастает, он узнает от лекаря-еврея, что мусульманские медики знают о болезнях и лекарствах куда больше, чем их христианские коллеги, и что величайший доктор мира – живущий в Персии Авиценна (Бен Кингсли). Так как христиан на Восток не допускают, Роб делает обрезание, выдает себя за иудея и отправляется в Исфахан, чтобы поступить в медицинскую школу Авиценны и узнать, как лечить недуги вроде воспаления аппендицита, от которого умерла его мать.
Прекрасно понимая, что фильмам на немецком языке почти невозможно выбраться за границы Германии, Австрии и Лихтенштейна, германские продюсеры в последние годы часто создают англоязычные ленты. Более всего этим известна мюнхенская студия Constantin Film, ответственная за «Обитель зла» и вскоре выходящие «Помпеи». Но сейчас и другие немецкие студии «предают» родной язык в обмен на шанс пробиться в мировой прокат. «Лекарь», например, – это творение берлинской UFA, одной из старейших студий ФРГ, которая пытается вернуть свою былую, еще довоенную славу (бренд UFA, к несчастью, был скомпрометирован созданием лент по нацистским заказам). Хотя у картины германские продюсеры, режиссер, сценарист и многие другие закадровые члены съемочной группы, в ее основу положен одноименный американский роман Ноя Гордона (правда, более популярный в Европе, чем в США), а среди актеров фильма есть лишь один известный немец – неузнаваемый с пышными усами Элиаш МБарек, германско-тунисская звезда сериала «Турецкий для начинающих». Что же вышло из этого амбициозного проекта, замаскированного под голливудский исторический блокбастер?
Честно говоря, нудноватое зрелище, в котором больше образовательности, чем увлекательности. Особенно в его первых полутора часах (фильм идет два с половиной часа), которые заглавный герой проводит сперва в Англии, а затем на пути в Исфахан. Не смакуя кровь, нарывы и язвы, но и не отворачиваясь от них, «Лекарь» демонстрирует варварские приемы средневековой медицины и не устает напоминать, что врачи-брадобреи были скорее шарлатанами, чем лекарями, и что они жили и работали в непролазной грязи. Стеллан Скарсгорд, безупречный в роли громогласного и сладострастного мужлана, пытается насытить юмором и энергией европейские сцены ленты, но он мало что может сделать в отсутствие подлинно драматичного сюжета. К тому же обаятельный и привлекательный, но кратно уступающий шведу в харизме англичанин Пейн на фоне Скарсгорда теряется и тушуется.
Сюжет раскочегаривается лишь во второй половине «Лекаря», когда Роб прибывает в Исфахан и окунается в водоворот восточной политики, в которой евреи противостоят мусульманам, персы – туркам-сельджукам, а просвещенные люди вроде Авиценны – религиозным фанатикам, считающим врачей колдунами. Правда, фильм все еще продолжает образовывать зрителей, знакомя их с преимуществами и ограничениями мусульманской медицины и с тактиками, которые применялись для борьбы с чумой. Но из-за обилия колоритных и противопоставленных друг другу персонажей восточные сцены ленты получились куда драматичнее европейских. В финальных же эпизодах пафос и накал страстей достигают такого уровня, что удается даже забыть о душевной примитивности героев: добродетельные врачи и их друзья с одной стороны, зловещие фанатики, да еще и предатели – с другой стороны. Плюс, так как Кингсли, в отличие от Скарсгорда, не вытесняет своего молодого партнера с экрана, Пейн наконец-то раскрывается как сильный актер.
В свою очередь, декораторы поддерживают звезд убедительно воссозданной атмосферой средневековой Персии, а продюсеры в самом конце ленты раскошелились на массовую боевую сцену. Пусть и короткую, и не особенно существенную для основного сюжета, но все же без битвы размашистое кино об XI веке было бы неполным. Есть во второй половине «Лекаря» и любовная линия с участием звезды сериала «Однажды в Стране чудес» Эммы Ригби, но она тут тоже лишь для жанровой полноты. «Лекарь» – фильм о медицине, а не о любви. И хорошо, что еще есть на свете кино, которое знает, что роман с наукой может быть не менее, а то и более интересным, чем роман с женщиной.