Неоднозначная, но заслуживающая поощрения попытка вернуть развлекательному кино воспитательную составляющую
Маша уже год как живет в Москве, а счастья все нет. И с работой какая-то ерунда – приходится зарабатывать диджеем в караоке-баре, и в личной жизни все сложно и никакой определенности, и даже с мечтой приходится расстаться – прослушивание у музыкального продюсера Маша проспала. Помочь может только волшебство, и тут на помощь девушке приходят сказочные 12 месяцев, которые могут исполнить шесть ее желаний. Список составлен моментально – грудь, шубу, зарплату, вечную любовь, стать звездой и жить отдельно от своих шумных родственников. Простые желания, но даже они могут повлечь самые ужасные последствия. Чтобы спасти своих близких и вернуть настоящую любовь, Маша теперь сама должна стать «волшебницей» и бескорыстно исполнить желания одиннадцатилетнего школьника.
Мы привыкли подходить к отечественному кино со всей строгостью, часто требуя от него соответствия современным мировым стандартам или прошлым советским. Увы, давно пора признать, что в кинематографе массовом наши режиссеры и актеры пока заметно отстают и от своих предшественников тридцатилетней давности, и от зарубежных коллег, но даже здесь есть тенденции к росту и надежда на лучшее.
«12 месяцев» удивляют, и удивляют приятно. Не слишком активно рекламируемая и довольно невнятно позиционируемая, эта картина вполне может стать ярким доказательством того, что кино не обязательно должно быть плоским и безыдейным, чтобы только смешить и развлекать. Оно может еще и учить или хотя бы проговаривать истины, которые раньше были без слов понятны любому, а сейчас немного поистрепались и требуют капитального ремонта.
В советское время школьные каникулы на телевидении пестрели сказками, фильмами или мультиками, где культивировались понятия дружбы, взаимовыручки, ответственности за свои слова и поступки. Тогда это казалось не всегда уместным, но такая «накачка» работала – самых ярких героев знали наизусть, а поступки персонажей «Приключений Электроника», «Кортика» или «Гостьи из будущего» были понятны любому школьнику. «12 месяцев» идет именно по этому «подростковому» пути, по сути, являясь неким миксом из одноименной сказки Маршака, «Цветика-семицветика» и «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина. Как и в старых советских фильмах, картина декларирует прописные истины – что человек сам может исполнить почти все свои мечты, что нужно беречь своих родных и близких, дорожить каждой минутой, проведенной с ними, верить в себя и свои силы, уметь дружить, стоять за себя и подставлять плечо другу. И фильм из этих кирпичиков строит вполне симпатичный кинематографический замок, немного наивный, местами слишком детский, временами зашкаливающе глупый, но пронизанный добротой и настоящим искренним желанием сделать что-то стоящее. В героиню действительно начинаешь верить, и первоначальные ее помыслы понятны, развитие очевидно, обязательное «перевоспитание» вполне органично вплетено в сказочный сюжет.
И все-таки, при всей радужности описанного стремления авторов создать новую сказку для взрослых и детей, нельзя не указать на промахи и недостатки картины. В первую очередь режет глаз выход истории, явно рассчитанной на аудиторию среднего школьника, на уровень как минимум 16+. Ну неужели необходимо было одним из желаний делать размер груди? Женскую красоту, особенно подростковые сомнения относительно нее, можно было обыграть гораздо тоньше. Стоило ли так много внимания уделять гораздо более взрослым проблемам, чем это необходимо зрителям того возраста, когда про дружбу и чувство ответственности еще имеет смысл рассказывать, когда моральные принципы и человеческие убеждения еще можно формировать? Нет, понятно, что авторы перестраховываются и хотят привлечь в кинотеатр не столько детей, коим мораль картины пригодилась бы, сколько их родителей. Но фильм не потерял бы ничего, если бы чуть убавил фиксацию на женских прелестях.
Кстати, о женщинах. Обязательно нужно отметить дебют исполнительницы главной роли Алесы Качер, новые лица в нашем кино не всегда столь ярко заявляют о себе. Привычно хороши в своих ролях Максим Виторган, Екатерина Гусева, Артур Смольянинов, Армен Джигарханян. С юмором в картине порядок, он удачно сочетает и понятные школьникам фенечки, и более взрослый ироничный стеб. А главное – фильм совершенно беззлобный, что по нынешним временам уже достижение. Если рассматривать «12 месяцев» как шаг на пути становления массового отечественного кинематографа, то это широкий, твердый шаг в правильном направлении. Пусть этот шаг немного черпнул грязи, но это можно простить. Авансом, в надежде на будущие свершения.