Мы разные.
Первый же гэг альфа-версии бесплатного дьябло-клона Path of Exile 2 в том, что ранний доступ к нему можно получить только за деньги. Назло беззастенчиво коммерческой франшизе Diablo, поклонники ее прямого конкурента Path of Exile платят за то, чтобы оттестировать free-to-play игру. Это совершенно новый жанр сетевого троллинга. Или протеста. Нужное — подчеркнуть.
Diablo IV и Path of Exile 2 можно с легкостью спутать визуально, но под блестящей графической оболочкой все устроено совершенно по своему. Огромная американская корпорация против небольшой новозеландской студии, бюджеты в сотни миллионов долларов против скромных нескольких миллионов. Все геймплей-идеи, которые Diablo IV разбросала в своем движении к упрощению и масс-маркету, Path of Exile 2 подхватила и творчески ассимилировала.
Результат? Даже на стадии альфа-версии Path of Exile 2 интереснее, свежее и увлекательнее, чем ее олигархический конкурент. Несмотря на абсолютную идентичность базового геймплея — герои огнем и мечом зачищают от рандомных монстров большие процедурно генерируемые карты — новая Path of Exile не перестает удивлять даже после десятков часов игры. Спасибо сплаву заимствований лучших фишек из предыдущих трех частей франшизы Diablo и уникальному либертарианскому подходу к сборке персонажей.
Основная фишка Path of Exile 2 — ошеломительное дерево пассивных скиллов в 1500 записей. При одном взгляде на него некоторые падают в обморок, а у других начинается обильное слюноотделение, но равнодушным не остается никто. Шесть базовых классов игры начинают восхождение по узлам этого дерева из собственных стартовых позиций, но уже через десяток уровней могут залезать к соседям за полезными на взгляд игрока апгрейдами, а в перспективе — освоить все дерево целиком.
На этом тотальная вседозволенность в Path of Exile 2 отнюдь не заканчивается. Активные умения персонажей заключены в физические предметы-кристаллы, жонглировать которыми можно по собственному усмотрению. Настройка атак персонажей в игре пародирует классическую инвенторию персонажей в RPG: их можно активировать и убирать обратно в карман в любой момент. Время от времени Path of Exile вручает персонажу кристаллический карт-бланш, из которого можно на месте выпилить умение из учебников для любого ролевого класса — мага, монаха или ведьмы.
Поэтому уже к первому боссу в игре могут явиться воины, способные метать фаерболы, и магини с антуражем из пары ведьминских скелетов. Некоторые скиллы отлично сочетаются и выгодно дополняют друг друга, другие не стыкуются никак. Однако сама возможность построения макабрического ведьмомаголучника греет ролевую душу и заставляет постоянно экспериментировать с конфигурациями персонажей.
Тонкая настройка каждого героя и возможность перераспределения его умений в Path of Exile 2, безусловно, не только привилегия, но зачастую острая необходимость. На девять десятых геймплей игры идентичен франшизе Diablo, но оставшаяся часть — знаменитые боссы Path of Exile — решительно более суровы. Благодаря резкому прыжку сложности в босс-баталиях Path of Exile 2 уже сравнивают с вездесущим Elden Ring , и в этом сравнении есть определенная доля правды.
По счастью, боссов в Path of Exile 2 не так уже и много. Но некоторые из них — и мы смотрим на тебя, Безумный Волк — заставляют пользователей с рыданиями бежать онлайн в поисках утешения, поддержки и может быть чизинга для преодоления этого незыблемого на первый, второй и десятый взгляд препятствия. Многие боссы имеют в кармане несколько жизней, обладают совершенно уникальными атаками и доводят героев до исступления способностью покрывать особо мощными приемами весь экран без остатка. Необходимый навык использования перекатов для уклонения от наиболее зверских атак тоже не добавляет симпатий к некоторым моментам в Path of Exile 2.
Во многих аспектах игра остается довольно сырой, и настраивать ее придется еще долго. Несбалансированность уровней сложности боссов не оставляет многим персонажам другого выхода, кроме унылого гринда. Карты Path of Exile 2 визуально более разнообразны, чем в Diablo, но все примерно одинаковы в геймплей-механике: это бег между деревьями, хижинами, дюнами от одной группы монстров к другой. На старте альфа-тестирования хромает и система лута: вознаграждения в виде оружия и доспехов вываливаются из поверженных мобов крайне неохотно, а качество полученного лута зачастую оставляет желать лучшего.
Будет ли игра лучше в момент официального релиза в 2025 году? В этом нет сомнений. Уже существующие наработки ставят предрелизную версию Path of Exile 2 на одну ступень с готовой Diablo IV, а многочисленные инновации в жанре — гармонизация элементал-ударов разными стихиями, битвы в высокой растительности и гораздо более гибкая система управления героем — обещают несколько шагов вперед от довольно безыдейного на данный момент основателя жанра.