Прочувствованная, но плоская феминистская агитка, замаскированная под библейский байопик о спутнице Иисуса Христа
Прочувствованная, но плоская феминистская агитка, замаскированная под библейский байопик о спутнице Иисуса Христа.
Рыбачка Мария (Руни Мара) живет в Древнем Израиле, в городке Магдала на берегу Генисаретского озера. Отец хочет выдать ее замуж за недавно овдовевшего горожанина, но Мария не стремится стать женой и матерью. Она чувствует, что у нее иное предназначение. Когда в Магдалу приходит целитель Иисус (Хоакин Феникс), его приглашают, чтобы изгнать из Марии «беса противоречия». Однако Иисус не находит в девушке ничего бесовского. Он рассказывает Марии о своем учении, и девушка решает стать его ученицей и последовательницей. Она порывает со своей семьей, принимает крещение и уходит из Магдалы с Иисусом и другими его учениками.
Западная политкорректность вездесуща. Она пронизывает не только современные, но и древние повествования в пересказе нынешних творцов. Не избежал общей участи и религиозный байопик о Марии Магдалине, сочиненный британскими сценаристками Хелен Эдмундсон и Филиппой Гослетт и поставленный австралийским режиссером Гартом Дэвисом («Лев»). Новый фильм уверяет зрителей, что первозванные братья-апостолы Петр и Андрей были чернокожими и что Мария Магдалина с ее женской добротой и сердечностью была главным апостолом – единственным учеником Иисуса, в полной мере понявшим и принявшим его учение.
Обосновано ли такое изображение Марии текстами Евангелия? Разумеется, нет. Бесспорно, Магдалина играла значимую роль в общине первых христиан, и она была первой, кому Иисус явился после воскрешения. Но основными учениками и сподвижниками Иисуса были мужчины, и в то время иначе быть не могло.
Однако многовековая христианская традиция и здравый смысл авторов ленты не остановили. Они оперлись на фрагментарный папирус, известный как апокрифическое «Евангелие от Марии», и придумали двухчасовое кино, которое противопоставляет понятливую девушку непонятливым мужчинам, уверенным, что Иисус идет в Иерусалим, чтобы скинуть римскую власть и создать Царство Божие на Земле. Мария же осознает, что учение Иисуса по своей природе внутреннее и духовное, а не внешнее и политическое. И она на каждом шагу выказывает свое умственное и моральное превосходство перед мужчинами – прежде всего перед апостолом Петром в исполнении Чиветеля Эджиофора.
Чтобы обосновать и отразить свое видение библейской истории, создатели картины безостановочно перевирают Евангелия, причем как в значимых, так и во второстепенных деталях. Сильнее всего изменен предатель Иуда (Тахар Рахим), который в фильме превратился из сребролюбца в мужчину, надеющегося, что революция Иисуса воскресит его семью. Это сделало Иуду более притягательным персонажем – но лишь для того, чтобы подчеркнуть его фундаментальную идейную неправоту и его нежелание вслушиваться и вдумываться в слова Учителя. Ведь Иисус в фильме явно не готовит переворот и не собирает армию повстанцев. Наоборот, он в первую очередь обращается к тем, кто, как Мария, даже при желании вряд ли мог бы что-то противопоставить римским легионам и стражникам иудейского правителя Ирода Антипы. Иисус учит любить и прощать, а не ненавидеть.
Если абстрагироваться от агрессивного феминизма «Марии Магдалины», лента не так уж плоха. Она убедительно создает ощущение времени и места, настраивает на медитативный религиозный лад и предлагает прочувствованную игру всех ведущих актеров, начиная с Руни Мары и Хоакина Феникса. Последний немного староват для изображения тридцатилетнего мужчины, но зато очень убедителен в образе харзматичнейшего человека не от мира сего. В его Иисусе чувствуется запредельная глубина и божественная загадка. Жаль, что столь мастерское и мощное изображение Христа используется, чтобы принизить мужчин, возвысить женщину и перекроить Писание. Вот уж действительно – из пушки по воробьям!
С 5 апреля в кино.