Шестикратный номинант на премию «Оскар» — пронзительная драма об обманчивой памяти с выдающейся ролью Энтони Хопкинса.
Энтони (Энтони Хопкинс) чуть за 80, он живет один в просторной лондонской квартире и отказывается от услуг сиделок, которых нанимает его дочь Анна (Оливия Колман). Однако помощь необходима. Энтони теряется в собственной квартире, а главное — начинает терять связь с реальностью: он забывает имена и важные события, не понимает, живет он в одиночестве или с дочерью, и каждый раз удивляется новым людям в своем доме.
На первый взгляд «Отец» производит впечатление классического оскарбэйта — заточенной под награды драмы на важную тему. Деменция и болезнь Альцгеймера в руках голливудских боссов давно стали беспроигрышным материалом: нужно постараться, чтобы не вызвать сочувствие терпящим поражение в схватке с болезнью героям, особенно если их играют звезды первой величины. Джулианна Мур как раз была отмечена первым «Оскаром» за фильм «Все еще Элис» — это такая безопасная и расчетливая драма, прекрасно понимающая, где нужно включить грустную музыку, а где продемонстрировать беспомощность героини, чтобы тронуть зрителя до слез. Казалось, что «Отец» пополнит ту же категорию, но вместо этого Флориан Зеллер представил один из самых иммерсивных, пугающих, честных и креативных фильмов о деменции.
Большинство картин о теме построены на документации мучительно медленного процесса увядания: зритель наблюдает за драмой человека, который перестает быть собой и в глазах любимых становится оболочкой прежней версии себя. Больной может заблудиться или обмочиться, он не справляется с базовыми вещами и превращается в бремя для семьи. На это, безусловно, тяжело смотреть, но одержимость кинематографистов физически беспомощным героем выглядит манипулятивной и бьющей в лоб. В этом смысле «Отец» — уникальное кино, сумевшее взглянуть на привычный сюжет под другим углом: зрителя не вынуждают ассоциировать себя с родственниками, истощенными заботой, или просто сопереживать угасанию, вместо этого создатели доступными средствами пытаются передать недоумение, злость и страх больного деменцией, который искренне не понимает, что с ним происходит.
«Отец» — экранизация одноименной пьесы европейского драматурга Флориана Зеллера, который лично перенес ее на большой экран. Часто адаптации театральных постановок получаются некинематографичными и лишенными чувства свободы в кадре, но в случае «Отца» камерность, напротив, помогает передать клаустрофобию, будто зрителя и героя Хопкинса заперли в обычной, но постоянно меняющейся квартире. Зеллер вообще использует довольно базовые приемы для иммерсивности, дезориентации и передачи смятения Энтони: никаких тебе разрывающих кинематографическую ткань хулиганских трюков, вместо этого отголоски ненадежного рассказчика, кастинг других актеров на ту же роль, сбивающиеся по смыслу диалоги или меняющийся интерьер окружения.
Эта интеллигентная простота работает: самые обычные и доступные маневры превращают историю в бытовой триллер, кафкианский хоррор о человеке, который не может понять, кто сошел с ума: он или мир вокруг него. При этом «Отец» не злоупотребляет формалистскими приемами и использует нарративный концепт, чтобы рассказать историю о человеке, который заново открывает для себя трагичные моменты прошлого и учится жить по-новому. Опасения во время просмотра вызывал разве что финал фильма — когда понимаешь правила игры, начинаешь гадать, что вообще может поставить точку в одиссее блуждающего по лабиринтам памяти героя. Однако даже здесь создатели не стали изобретать велосипед и представили простой, но единственно верный финал, выбивающий у зрителя дух детской наивностью.
Впрочем, вряд ли вышеперечисленные приемы и идеи сработали бы с той же силой, не будь в фильме Энтони Хопкинса. Тот, понятное дело, даже в «Трансформерах» и «Торе» играл так, будто это не голливудские блокбастеры, а важнейшие постановки лондонского театра, но в «Отце» актер даже по своим завышенным стандартам исполнил одну из главных и самых сложных ролей в плодотворной карьере. Это не просто старческая беспомощность, а желание доказать, что он еще чего-то стоит; это злость, обида и пугающе правдоподобный страх в глазах. Мастерски сыгранная роль, достойная любых признаний и наград.