Все мы знаем, что сиквелы часто бывают плохими. Чуть реже они бывают хорошими, а иногда не уступают оригиналу. Но есть ещё один тип сиквелов — это фильмы, которые сами по себе заслуживают внимания, но просто не могут выйти из тени выдающегося оригинала
Все мы знаем, что сиквелы часто бывают плохими. Чуть реже они бывают хорошими, а иногда не уступают оригиналу — вспомните каких-нибудь «Чужих» или вторую «Семейку Аддамс». Такие продолжения могут принести в историю что-то новое, а порой и вовсе вывести её на совершенно другой уровень. Второй «Терминатор» тому яркий пример.
Но есть ещё один тип сиквелов — самый редкий и несправедливый, что ли. Это фильмы, которые сами по себе заслуживают внимания, но просто не могут выйти из тени выдающегося оригинала. Как раз про такие продолжения мы сегодня и хотим поговорить. Тем более что про некоторые из них вы могли вообще ничего не слышать.
Через 15 лет после выхода грандиозной «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика студия MGM решила выпустить сиквел классической научно-фантастической драмы. Благо, с материалом проблем не было: автор оригинального романа Артур Кларк ещё в 1982 году написал «Одиссею два».
Конечно, ни о каком участии Кубрика речи не шло: режиссёру была настолько противна сама идея сиквела «Одиссеи», что он даже уничтожил все модели кораблей, использованные в фильме. Правда, нанятый студией постановщик-ремесленник Питер Хайамс вместе с бригадой таки смог восстановить реквизит по фотографиям и снять свою «Космическую одиссею», теперь с припиской «2010».
У него получилось добротное и далеко не глупое кино, которое, конечно, не может конкурировать с оригиналом, да и не очень пытается. Если фильм Кубрика заметно опережал время, то «2010» — качественный продукт эпохи, не более того. Российскому зрителю картина должна быть особенно интересна, потому что здесь в кои-то веки отечественные учёные представлены в позитивном ключе и некоторых из них даже играют русские актёры. В частности, Савелий Крамаров и его друг Илья Баскин (мистер Диткович из «Человека-паука» Сэма Рэйми).
Похожая история произошла с другим шедевром шестидесятых, «Психо» Альфреда Хичкока. Разве что временной разрыв между оригиналом и сиквелом стал ещё больше — аж 23 года разделяет «Психо» и «Психо 2».
В режиссёрское кресло этого внезапного продолжения посадили Ричарда Франклина, ветерана жанра ozploitation, для которого сиквел фильма Хичкока стал дебютом в Голливуде. И дебютом, надо признать, достойным: во многом из-за интересной концепции возвращения Нормана Бейтса (его тут, как и в оригинале, сыграл Энтони Перкинс) не в качестве неубиваемого маньяка, как это постоянно делают франшизы вроде «Пятницы, 13-е» или «Хэллоуина». Напротив, Бейтс после выхода из психбольницы пытается жить как нормальный человек и вовсю борется с приступами наваждения — и на этой внутренней борьбе тут построена львиная доля саспенса.
Сиквел оказался настолько успешным финансово, что породил ещё два продолжения — но, кроме того что режиссёром «Психо 3» выступил сам Энтони Перкинс, ничего интересного про них сказать нельзя.
В отличие от Кубрика и Хичкока, Тоуб Хупер сам снял продолжение к своей знаковой работе, но тоже спустя порядочный отрезок времени. Причём сделал это, явно руководствуясь поговоркой «два раза в одну реку не входят»: режиссёр не стал пытаться повторить успех оригинала на поприще хоррора, а повернул концепцию в комедийную сторону.
Может, именно из-за этого сиквел не всем пришёлся по душе. Но если вы вдруг когда-то разочаровались во второй «Резне» из-за того, что она не такая страшная и не так хорошо нагнетает тревогу, как оригинал, — возможно, картине стоит дать второй шанс. Да, ужасов тут поменьше, зато много остроумной иронии и даже самоиронии Тоуба Хупера вместе с его особенным чёрным юмором.
Оригинальный «Французский связной» в представлении едва ли нуждается: скромный фильм Уильяма Фридкина пятьдесят раз отбил свой бюджет, собрал пять статуэток «Оскар» и навсегда изменил лицо полицейского триллера. А вот про его сиквел, вышедший всего через четыре года, многие уже и не помнят.
Хотя, казалось бы, блестящий Хэкмен на месте, острота сражений порядка и беззакония никуда не ушла, и даже режиссёр продолжению попался талантливый — автор «Маньчжурского кандидата» и «Ронина» Джон Франкенхаймер. Да, ему далеко до тонкой работы Фридкина, но как хорошее продолжение прекрасного фильма «Французский связной 2» заслуживает своё место в истории.
В 1985 году обычно осторожная компания «Дисней» решилась на очень странный шаг: снять продолжение культового «Волшебника страны Оз», за 46 лет до этого показавшего всему миру величие технологии цветного кино Technicolor. Снимать сиквел с полувековым разрывом от оригинала доверили не самому очевидному кандидату — монтажёру «Апокалипсиса сегодня» и «Крёстного отца» Уолтеру Мёрчу.
То, что получилось в итоге, до сих пор остаётся предметом многочисленных споров. «Возвращение в страну Оз» — определенно самый страшный фильм Disney, а может, и самый страшный детский фильм вообще. Страна Оз Мёрча полна ужасов, неприятных монстров и пугающей фантасмагории. И это на самом деле куда каноничнее по отношению к оригинальной книге, чем классический фильм Флеминга.
На момент выхода «Возвращение в страну Оз» по понятным причинам провалился — сказался и огромный временной разрыв с оригиналом, и тот факт, что многие дети не были готовы к другой, мрачной стороне мира Оз. Но сейчас фильм Мёрча (который больше режиссурой никогда не занимался) в узких кругах обрёл культовый статус. И, хоть и стоит отдать должное технологическому пионерству оригинала, «Возвращение» по многим параметрам действительно интереснее.
В 1980 году комедия «Аэроплан!» сделала из трио Цукер-Абрахамс-Цукер настоящих звёзд — впереди их ещё ждёт славная карьера, «Голые пистолеты», «Горячие головы» и другие, ныне классические пародии. К своему дебюту режиссёры возвращаться не очень-то хотели, но это не помешало студии уже через два года после выхода оригинала выпустить продолжение с говорящим названием «Аэроплан 2: Продолжение».
Постановщик Кен Финклмен, который в том же 1982-м снял зачем-то второй «Бриолин», хорошо уловил специфическое пародийное чутьё Абрахамов и Цукера. Его «Аэроплан 2», конечно, чувствуется несколько второсортным, но он и сам прекрасно осознаёт это. Здесь немало шуток на тему того, как часто сиквелы не могут принести в историю ничего нового. Забавно, что сам Дэвид Цукер спустя пару десятилетий будет похоже шутить в третьем «Очень страшном кино».
Не спешите ругаться! Да, третий «Хэллоуин» — фильм весьма неоднозначный и, наверное, самый ненавидимый фанатами франшизы. Но как явление он весьма интересен, хотя бы из-за истории его создания.
После съёмок оригинального «Хэллоуина», установившего большинство незыблемых канонов слэшера, Джон Карпентер наотрез отказывался снимать продолжение. Сиквел все равно сделали, но получился он крайне блеклым и совсем не соответствовал культовому статусу предшественника. Тогда Карпентер всё же согласился поучаствовать в создании сиквелов, но на своих условиях — он не хотел продолжать историю Майка Майерса. По его задумке, франшиза «Хэллоуин» должна была стать этакой антологией хоррорв, чьё действие происходит в канун одноимённого праздника.
Но аудитория такой ход не оценила. Фигура Майкла Майерса в сознании была плотно связана с франшизой, и её отсутствие фильму не простили. Но он все равно занимателен как иллюстрация того, во что мог бы превратиться «Хэллоуин», сложись карты несколько иначе.
Ладно, тут мы несколько схитрили. «Опасного человека» нельзя считать официальным сиквелом легендарной картины Дэвида Лина, но сюжетно она действительно её продолжает. После победы над турками Т.Э. Лоуренс отправляется на Парижскую конференцию мира, чтобы обсудить независимость арабских народов.
Забавно, что внешне «Опасный человек» — полная противоположность «Лоуренса Аравийского». На место масштабного и изощрённо выполненного фильма пришла камерная драма с аскетичной, откровенно телевизионной постановкой. Понятно, что сравнивать картину с эпохальным творением Лина глупо, но сам по себе «Опасный человек» — вполне убедительная политическая драма с одной из первых ролей Рэйфа Файнса (именно он тут играет Лоуренса).
Присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграм, чтобы ничего не пропустить!