![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
15 августа 2003 года, ровно 20 лет назад, прошла мировая премьера «Фредди против Джейсона» – кроссовера фильма ужасов, в котором два главных героя ваших детских кошмаров, Фредди Крюгер и Джейсон Вурхиз, встречаются в кровопролитном поединке. «Фредди против Джейсона», вероятно, самый известный кроссовер в жанре хоррора, однако далеко не единственный. Подобного рода фильмы появлялись в том числе и в прошлом веке, хоть и никогда не были особо популярны у массового зрителя.
Серия хорроров «Озеро страха» началась с истории про необычайно большого крокодила, который досаждал жителям маленького провинциального городка под названием Блэк-Лэйк, периодически нападая и поедая их заживо. Последующие сиквелы «Озеро страха 2» и «Озеро страха 3» едва ли чем-то существенно отличались от оригинала, разве что количество жертв на счету кровожадного крокодила упорно росло. Стартовавшая чуть позднее серия фильмов «Анаконда» во многом вторила «Озеру страха» — в центре сюжета также находился гигантский рептилоидный хищник, на этот раз — змея, которая пожирала людей, словно мармеладных мишек. В 2015 году, через два года после успеха «Фредди против Джейсона», руководство SyFy решило свести двух своих монстров на экране и возродить таким образом зрительский интерес к почти почившим франшизам. Особую пикантность «Озеру страха: Анаконда» добавляет внезапное камео иконы фильмов ужасов Роберта Инглунда в роли Фредди Крюгера.
«Франкенштейн встречает человека-волка» — фильм из классической хоррор- вселенной студии Universal, который считается первым кроссовером ужасов в истории кино. По сюжету человек-волк (Лон Чейни) возвращается к жизни, когда двое ушлых грабителей забираются в его склеп в полнолуние. Ближе к утру оборотню удается вернуть себе человеческую форму Ларри Тальбота, мужчина всеми силами пытается вылечиться от ликантропии, однако доктора лишь разводят руками. В конце концов Ларри решает направиться к знаменитому Виктору Франкенштейну, но вместо профессора встречает одного из его печально известных творений в исполнении Белы Лугоши. Монстры, которые могли бы стать друзьями по несчастью, превращаются в заклятых врагов, когда Франкенштейн начинает нападать на жителей местной деревни. «Франкенштейн встречает человека-волка» едва ли работает как самостоятельное кино, тем не менее это отличный фансервис для всех поклонников классической серии ужастиков Universal. Кульминационная схватка между монстрами, как и подобает формату блокбастера, максимально грандиозна, пусть и снята с применением кукольных эффектов прошлого века.
«Дракула против Франкенштейна» (не путать с одноименным франко-испанским фильмом 1972 года) рассказывает о потомке доктора Франкенштейна профессоре Дуреа (Дж. Кэролл Нэйш), который работает над сывороткой крови для своего немого помощника Гротона (Лон Чейни-младший). Вскоре о лекарстве узнает сам граф Влад Дракула (Зандор Ворков): вампир считает, что средство навсегда освободит его от страха и непереносимости солнечного света. Но, как говорится, имеются свои нюансы. По степени абсурдности всего происходящего в фильме «Дракула против Франкенштейна» может посоревноваться разве что с худшим блокбастером в истории «Челюсти: Месть». Фильм во всех смыслах исключительно постыдное удовольствие, больше всего «Дракула против Франкенштейна» напоминает не хоррор, а неудачную пародию, но чего еще ждать от пионера эксплотейшна Эла Адамсона?
Японский хоррор «Проклятые: Противостояние» скрестил два самых известных японских ужастика — «Проклятье» и «Звонок», которые к 2016 году обросли целым десятком сиквелов, приквелов и спин-оффов. По итогу «Проклятые: Противостояние» стал двенадцатым фильмом франшизы и первой картиной, объединившей убитую отцом девушку из колодца Садако Ямамура (Тина Тамасиро) и зверски замученную собственным мужем Каяко Саэки (Руна Эндо). Чрезмерное сходство двух призраков — мертвенно-бледное лицо и длинные черные волосы — то, что больше всего сбивает зрителя с толку, обыграно в фильме с должным чувством юмора. В целом «Проклятые: Противостояние» не пытается продвинуть сюжет с серьезным лицом, от чего только выигрывает: многочисленные гэги с участием Садако и Каяко компенсируются динамичной схваткой в проклятой квартире последней, которая если не пугает, то определенно дарит мощный заряд адреналина.
Как и в случае «Фредди против Джейсона», создатели «Чужого против Хищника» создавали напряжение между фанатами двух культовых франшиз, дразня возможностью схватки, итог которой поставит окончательную точку в многочисленных спорах на тему того, кто из монстров круче: Чужой или Хищник? Вплоть до начала нулевых фильмы о Чужом крутились в основном вокруг фигуры Эллен Рипли (Сигурни Уивер) и не особо блистали разнообразием. Проще говоря, после сиквела Джеймса Кэмерона франшиза «Чужой» впала в своего рода творческий ступор, кроссовер с Хищником казался прекрасным решением проблемы. При этом франшиза «Хищник», получившая к тому моменту всего одно продолжение, угрожала и вовсе исчезнуть из поп-культурной памяти. «Чужой против Хищника», несмотря на сильную техническую сторону и обилие кровопролитных моментов, не смог стать образцом жанра, однако главную свою цель фильм выполнил — сделал двух полузабытых монстров из кинематографа прошлого вновь популярными.
Фактурная перчатка Фредди Крюгера была показана еще в финале фильма «Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница», вышедшего в середине 1993 года. В тот момент никто не подозревал, что этот тизер в итоге выльется в противостояние двух знаменитых маньяков, которое, впрочем, воплотится на большом экране лишь через долгие десять лет. Пожалуй, эту встречу ждали многие: столь колоритные и разные в своих методах злодеи обещали нечто действительно эпохальное. К счастью, режиссер Ронни Ю нашел способ объединить «Кошмар на улице Вязов» и «Пятницу 13-е» без ущерба для обеих франшиз. Что особенно приятно, в фильме сохранены и сюрреалистичная логика сна, характерная для вселенной Фредди Крюгера, и прожигающий нервы саспенс лучших частей «Пятницы 13-е». По сюжету находящийся в аду Крюгер использует Вурхиза, чтобы добраться до подростков с улицы Вязов. Как это часто бывает, по ходу реализации плана злодеи ссорятся и атакуют друг друга, демонстрируя худшие стороны своих садистских личностей.
«Кукольник против демонических игрушек» является продолжением сразу трех фильмов ужасов студии Full Moon Features: «Кукольник», «Демонические игрушки» и «На опасной волне», вышедших на волне популярности «Гремлинов», «Детских игр» и «Зубастиков». Хорошо знакомая всем поклонникам хорроров категории «Б» студия Full Moon Features практически не выпускала ужасы в мировой прокат, во многом из-за высокого возрастного рейтинга и низкого качества производимого контента. «Кукольник и демонические игрушки» вышел сразу на VOD и привлек внимание аудитории разве что необычностью концепта. Главный герой фильма — тринадцатидюймовый космический рейнджер Брик Бардо (Тим Томерсон), который отправляется на Землю, чтобы познакомиться с персонажем «На опасной волне» медсестрой Джинджер (Мелисса Бер) — такой же крошечной женщиной, как и он сам. По мере развития событий Брик и Джинджер натыкаются на склад старых игрушек, который когда-то захватил опасный демон.
Фильмы серии «Динокрок» и «Супергатор» были спродюсированы Роджером Корманом, признанным королем «драйв-инов» и фантастических хорроров категории «Б». Еще одна заметная черта Кормана — любовь к сюжетным заимствованиям из популярных голливудских блокбастеров, при таком раскладе выхода кроссовера, очевидно, было не избежать. «Динокрок против динозавра» рассказывает о схватке доисторического крокодиломорфного хищника и гигантского аллигатора, созданного путем множества не самых удачных экспериментов. Когда два монстра вырываются на волю, страдают в первую очередь простые люди — впрочем, проникаться воплями персонажа, находящегося в пасти чудовищно неестественной анимации, не особо получается. Зато можно вволю посмеяться. «Динокрок против динозавра» определенно не тянет на «Оскар» даже в технических категориях, и тем не менее картина Кормана абсолютно уникальна в своей абсурдности и все еще может считаться идеальным развлечением на вечер.