Обзор иностранной прессы по сериалу «Во все тяжкие» и фильму «Советник»
Не хватает денег? Заработай больше! Всегда можно найти что-то сверху и самому сделать себе прибавку к зарплате. Стоит потратить всего пару-тройку часов своего свободного времени, и можно, к примеру, поставить в квартиру новенький телевизор. Правда, хорошо, если нужно всего-то срубить деньжат на какую-нибудь бытовуху, а что если нужно много и быстро? Можно сбацать вечный двигатель, сразу же получить за него Нобелевскую премию и солидные деньги. Или раздобыть неопровержимое доказательство существования НЛО, за которое хорошо заплатят журналисты. Или, в конце концов, пойти по долгому, ненадежному пути и запустить какой-нибудь революционный медиаресурс, за который IT-гиганты выложат миллиарды. Пожалуй, на этом законные способы кончились…
Диагноз «рак» – почти всегда смертный приговор с заранее объявленной датой исполнения. У обыкновенного учителя химии, который вел добропорядочный образ жизни и даже сигарету в зубы никогда не брал, нашли рак легких, и осталось ему немного. Денег в семье нет, жена беременна, у сына ДЦП, а ведь еще лечиться надо. Как быть? Делай, что умеешь, – химичь.
«Химия – это наука о трансформациях», – говорил своим ученикам Уолтер и одновременно инициировал вялотекущую реакцию с мощным выбросом энергии в ее завершающей стадии. Катализатором стал он сам, когда пришел к бывшему ученику Джесси Пинкману и предложил ему варить метамфетамин, также известный как кокаин для бедных.
В итоге Пинкман и Уайт aka Хайзенберг прошли долгий путь от дилетантов в доме на колесах до наркобаронов из Альбукерке. Они успели маленько побарыжить сами, продали партейку стукачу Crazy 8, потрепали себе нервы с Туко Саламанкой, набрались опыта с Густаво Фрингом и в конце концов сколотили свою империю.
Сериал «Во все тяжкие» стал одним из величайших событий в истории ТВ. За пять сезонов Пинкман и Хайзенберг обзавелись армией фанатов и охапкой премий «Эмми» в самых престижных церемониях. Как ни странно, главную награду создатель сериала Винс Джиллигэн сорвал только последним 5-м сезоном – на «Эмми-2013» «Во все тяжкие» признали лучшим драматическим сериалом.
2 года из жизни главных героев уложились в 62 серии. 29 сентября, когда AMC показал последний эпизод под названием Felina, эпохальная телесага подошла к концу. За финалом Уолтера и Джесси только легально наблюдали больше 10 миллионов человек, и подавляющее большинство зрителей остались довольны.
«Джиллигэн создал один из лучших сериалов, который когда-либо видело телевидение. И он держал марку на протяжении 5 сезонов, 62 эпизодов. Как критик я могу сказать, что его огрехи были минимальны, почти бесконечно малы, зато заслуги просто необъятны. “Во все тяжкие” занимают место в пантеоне телевизионных сериалов, и вклад этого ТВ-шоу нельзя недооценить», – написал Тим Гудман (Tim Goodman/The Hollywood Reporter).
За пятый сезон Джиллигэн и его команда сценаристов поменяли местами полюса сериала. Уолтер Уайт из протагониста превратился в антагониста. Химик начал работать уже не на семью, а на себя. Он вплотную подобрался к отметке в 100 миллионов долларов, не чурался убирать со своего пути людей – однажды даже положил 9 человек всего за 2 минуты – и жил по «закону Уолл-стрит», гласящему, что жадность – это хорошо.
«Мы хотим сделать Уолта Уайта по-настоящему плохим парнем. Хотим, чтобы люди задавались вопросом, а за кого они вообще болеют и почему», – говорил Джиллигэн перед началом пятого сезона.
Выражаясь словами Уолтера, он теперь не в опасности, он и есть опасность. Уолт уже не просто варщик, он настоящий наркобарон, лицо со шрамом из Нью-Мексико.
«Сдается мне, Уолт понял, что лучше гнать кого-то, чем быть гонимым, – рассуждал исполнитель главной роли Брайан Крэнстон накануне пятого сезона. – Если помните, как-то раз Уолт переехал двух убийц детей. По сценарию мы снимали сцену, в которой я выхожу из машины, и один убийца уже мертв, а второй серьезно пострадал. Уолт смотрит на Джесси, видит, что выбора нет, и, буквально мучаясь, убивает второго. Винс Джиллигэн смонтировал все так, будто я нисколько не колеблюсь и просто стреляю. Я был в шоке. Тогда я понял, что Винс уже начал менять героя».
Трансформация Уайта, по сути, завершилась к 14-му эпизоду 5-го сезона – Ozymandias, который многие посчитали апогеем всего сериала, тем моментом, когда эго Хайзенберга окончательно подавило учительскую натуру.
«Ozymnadias стал кульминацией почти всех идей, тем и сюжетных линий минувших пяти сезонов. Felina таковым не был. Если не брать во внимание финал, а рассматривать только общую картину, “Во все тяжкие” остается феноменальным продуктом. Когда пять лет назад вышел пилот сериала, кто знал, что в нем будет так много мрачных, сложных, опасных и фантастически увлекательных моментов? Мы и подумать не могли, чем в итоге станет для нас шоу и какое оно будет иметь значение», – огласила свой вердикт Морин Райан (Maureen Ryan/The Huffington Post).
Не всем удалось закрыть глаза на некоторые шероховатости, глядя на общую картину. Если Энтони Хопкинс писал письма восхищения Брайану Крэнстону, то режиссер Оливер Стоун открыто смеялся над постановщиками Felina.
«Мне нечасто удается смотреть сериалы, но в этот я втянулся и недавно посмотрел самые нелепые 15 минут на ТВ – я смеялся, глядя в экран, – цитирует Стоуна Forbes. – Никто не может так припарковать машину, чтобы пулемет идеально расположился и убил всех плохих парней! Это же нелепо!»
В любом случае наиболее распространенная реакция на окончание «Во все тяжкие» звучала примерно так (James Poniewozik/Time): «Felina был не лучшим эпизодом, но был хорошим финалом. Лучшей серией можно легко назвать Ozymandias. Однако Felina закрыл отличный сериал в блистательном стиле – на высокой ноте, с экшен-элементами и без какого-либо чувства обманутости».
«Во все тяжкие» закончились, Джесси и Хайзенберг ушли, но не печальтесь – у них еще будет камео в спин-оффе об адвокате Соле Гудмане. И напоследок видеотрибьют:
«Советник» – уже совсем другая история. Если Уолтер Уайт встал на скользкую дорожку из-за рака, то главный герой у Ридли Скотта и Кормака МакКарти занялся наркобизнесом, потому что хотел еще больше денег. Как говорится, взбесился с жиру. Он – уважаемый адвокат в дорогом костюме и за рулем шикарного автомобиля. Скоро у него свадьба, и своей девушке юрист подарил роскошное кольцо с огромным камнем. Но даже такие, как он, идут за легкими деньгами – за легкими 20 миллионами. К несчастью главного героя, все летит в тартарары, и Ридли Скотт разворачивает перед нами полномасштабное кино с рейтингом R.
Впервые о «Советнике» заговорили в январе 2012 года, когда один из самых успешных американских современных писателей начал искать покупателя для своего дебютного сценария. Как тогда писали, скрипт был похож на фильм «Старикам тут не место» своей жесткостью и бесцеремонностью.
На работу с МакКарти и Скоттом быстро подписались Майкл Фассбендер, Брэд Питт, Хавьер Бардем, Пенелопа Крус и Кэмерон Диас.
На прошлой неделе «Советник» вышел в американский прокат, и зрители на него шли неохотно. Почему же так? Казалось бы, куча звезд, именитый режиссер и известный писатель, из-под пера которого вышли «Дорога» и уже упомянутые «Старики». Причина проста: «Советник» не в состоянии похвастать универсальностью, он крайне неоднозначен, и без проблем выставят ему высокую оценку только те, кто не понаслышке знаком с творчеством МакКарти. Как итог ошеломительный разброс мнений – от разгрома до дифирамбов.
«”Советник” сумел сыграть на обеих крупных ставках, показав самую вопиющую секс-сцену года и самую запоминающуюся и жестокую сцену убийства года. Этот фильм крут от начала и до конца», – остался в полном восторге Ричард Репер (Richard Roeper/Chicago Sun-Times).
В противовес коллеге из Чикаго свой вердикт опубликовал Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter): «Звезды, экзотичный секс и творческий подход к насилию привлекут аудиторию, которой по душе красивые, но дешевые приемы. Тем не менее всеобщее разочарование не позволит много собрать в прокате, хотя такой комплект в идеале мог бы рассчитывать на больше цифры».
«Серьезность режиссера Скотта не всегда передается через фильмы, за которые он берется, но в лице МакКарти он нашел партнера, чьи убеждения о добре и зле отлично вписываются в рабочую формулу постановщика», – пишет Манола Даргис (Manohla Dargis/The New York Times).
«В “Советнике” есть запоминающиеся диалоги, яркие персонажи и несколько первоклассных сцен, тем не менее он оказался просчетом, абсолютным просчетом», – раздосадован Мик ЛяСалль (Mick LaSalle/San Francisco Chronicle).
Смотреть или не смотреть «Советника», решать вам – не полагайтесь на советы. В прокат картина вышла 31 октября, то есть одновременно с «Игрой Эндера». Получается, что альтернатива противоречивому произведению Ридли Скотта с рейтингом R лишь одна, и это космическая версия Гарри Поттера, рассчитанная прежде всего на подростков.