Вышел новый фильм Кена Лоуча "В поисках Эрика" -- народная футбольная комедия с Эриком Кантоной.
Почтальон Эрик (Стив Иветс) – дерганый, небритый мужичок, разменивающий полтинник – приходит к безрадостному выводу, что жизнь его мало того, что не удалась, но еще и скатывается по наклонной плоскости ровно коту по хвост. Перед входом в его дом зачем-то поставили бетономешалку. Два приемных сына путаются с местными бандитами. От друзей – пузатых болельщиков "Юнайтед", спорящих до посинения, кошерные ли у них футболки – толку с гулькин нос. Дочка просит погулять с внучкой, а это чревато встречей с экс-супругой, которую почтальон тридцать лет назад постыдно бросил. Единственный свет в окошке – постер с Эриком Кантоной, который неожиданно материализуется собственной персоной в спальне главного героя. Оставшуюся часть фильма этот футбольный бог играет роль его личного психоаналитика, изрекая трюизмы на плохом английском и родном французском. Притом без перевода.
Проблему футбола как более универсального, чем даже кинематограф, средства для придания жизни смысла, Кен Лоуч уже поднимал в своей короткометражке из альманаха "У каждого свое кино". Там отец и сын, потолкавшись в очереди у кассы, предпочитают глупым фильмам поход на стадион. Теперь и вы, оказавшись в кинотеатре, где показывают умные артхаусы в ограниченном прокате, должны принять решение, стоит ли смотреть фильм стареющего британского классика, свихнувшегося на футболе, или потратить время на что-нибудь более серьезное. Честно говоря, второй вариант кажется нам предпочтительней.
Во-первых, мы не уверены, стоит ли тратить два часа на фильм, не прибавляющий к десятиминутному сюжету того же автора и на ту же, в общем, тему решительно ничего нового. Во-вторых, памятуя о старых достижениях Лоуча, высидеть первый депрессивный час, пока он строит из себя сурового режиссера-социалиста, притом больше по инерции, чем по призыву сердца, также проблемно, как и развлекательный второй, где он строит из себя клоуна. По отдельности цирк и социализм еще худо-бедно смотрятся, но вместе представляют собой довольно мизерабельное зрелище. А если к ним прибавляется футбол – то просто устращающее.
Не хотим никого обидеть, но "В поисках Эрика" – наглядная иллюстрация тезиса, что футбол – это такая опиумная пилюля для народа, инвестирующего весь своей протестный потенциал в этот замечательный вид спорта. Самое удивительное, что Лоуч, до этого ставивший своим героям довольно бессердечные диагнозы в своих кухонных социальных драмах, фактически эту пилюлю одобряет. Народная иллюзия, что число голов, забитых вражеской команде, может мистическим образом ускорить решение насущных жизненных проблем у тех, кто наблюдает за этим процессом в качестве болельщика, попивая пивко, или срывая на трибунах голосовые связки, явно режиссеру нравится. Привидение Эрика Кантоны, вдохновляющее на подвиги почтальона Эрика, таким вот мистическим ускорителем и становится.
Понятно, что во всем этом кроется не больше смысла, чем в глупых многозначительных софизмах, которыми этот француз, игравший за "Юнайтед", любил, говорят, озадачивать на пресс-конференциях англичан. И, судя по Лоучу, у него это отлично получалось.