Новый фильм Марка Форстера "Персонаж" -- трагикомедия про серого человечка Гарольда Крика. Он трудится в налоговом департаменте, работу свою ненавидит. Однако вскоре унылая жизнь героя коренным образом меняется. В один прекрасный момент Гарольд понимает, что он всего лишь персонаж пока еще незавершенного трагического романа "Смерть и налоги".
Марк Форстер, автор "Персонажа" /Stranger Than Fiction/ (2006), – наверное, один из самых популярных авторов кинодрамы нашего времени. Его «Бал монстров» /Monster's Ball/ (2001) получил множество наград на самых разных кинофестивалях, заработал номинации на "Оскара" (Холли Берри, исполнившая в этой драме главную роль, золотую статуэтку получила) и "Золотой глобус". Не менее счастливая судьба была уготована и следующей картине Форстера – «Волшебной стране» /Finding Neverland/ (2004). К слову, ради этого байопика из жизни Джеймса Барри, автора "Питера Пэна", Форстер отказался от работы над третьим «Гарри Поттером».
Новый фильм Форстера "Персонаж" – трагикомедия про серого человечка Гарольда Крика. Он трудится в налоговом департаменте, работу свою ненавидит ("90 процентов американцев ненавидят свою работу", как сообщит ему потом один из знакомых) и тайно вожделеет мисс Паскаль – владелицу кондитерской и злостную преступницу, скрывающую свои копеечные доходы. Однако вскоре унылая жизнь героя коренным образом меняется. В один прекрасный момент Гарольд понимает, что он всего лишь персонаж пока еще незавершенного трагического романа "Смерть и налоги". Пока авторесса Карен Эйфель, судорожно куря, размышляет, как умертвить своего героя (автокатастрофа, гибель в гангстерской разборке…), Гарольд учится играть на гитаре, соблазняет мисс Паскаль и ищет жестокую романистку, чей голос постоянно звучит у него в голове.
Устав от бессмыслицы многочисленных блокбастеров, американские критики в фильмах Форстера все время искали какие-то тайные послания, восторгались драматизмом. Выглядело все это как минимум натянуто, если учесть, что по гамбургскому счету работы Форстера невероятно затянуты и довольно претенциозны. Но вот высокие оценки, выставленные новой ленте Форстера, действительно заслужены. Можно петь осанну актерам: главную роль исполнил самый популярный комик Америки Уилл Феррелл, а аккомпанировали ему прославленная британка Эмма Томпсон и великолепный Дастин Хоффман. Можно искать скрытые смыслы и интерпретировать сюжет. С одной стороны, Марк Форстер пытается определить степень ответственности писателя перед читателем и, как ни парадоксально, перед героем ("Скольких же людей я убила? Восьмерых", – ужасается Карен, узнав, что персонажи реальны). С другой – рассказывает о маленьком, одиноком, закомплексованном, но очень обаятельном человеке, который до жути боится обратиться к девушке, но без долгих раздумий совершает благородные поступки, зная, что это может стоить ему жизни. Из довольно-таки тривиальной, вторичной истории Форстер умудрился сделать трогательную и очень милую картину. Кто бы мог подумать, что этот режиссер – мрачный человек и страшный зануда – окажется таким сентиментальным романтиком, ради счастливого финала готовым пожертвовать фирменным фестивальным и оскаровским драматизмом.
Может, подобно своей Карен Эйфель он раскаялся в старых "преступлениях"?