Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Гитлер на Луне, мёртвый Билл Гейтс и конфедераты у власти: 9 фильмов, работающих с альтернативной историей

Уже завтра в прокат выходит «Однажды в Голливуде» — девятый фильм Квентина Тарантино, вслед за «Джанго освобождённым» и «Бесславными ублюдками» очень свободно препарирующий определённую историческую эпоху. Впрочем, Квентин не единственный режиссёр, кто вольно обходится с историей и нагло игнорирует афоризм о том, что она, дескать, не терпит сослагательного наклонения. В искусстве — ещё как терпит: специально для вас мы вспомнили 9 фильмов, работающих с альтернативной историей. Всё, как говорится, по секретным документам.

Добавить в закладки
Гитлер на Луне, мёртвый Билл Гейтс и конфедераты у власти

Кадр из фильма "КША: Конфедеративные штаты Америки"

Мокьюментари Кевина Уиллмотта рассказывает о мире, в котором Гражданскую войну в США выиграли не северяне, а конфедераты-южане. В итоге рабство так и не было отменено, и современные КША превратились в агрессивную сверхдержаву, первой напавшую на Японию во Второй мировой и отгородившуюся от Канады «хлопковой» стеной.

Псевдоисторическая хроника, построенная по лекалам любой исторической передачи с условного National Geographic, в «КША» перемежается рекламными вставками, шутливо обыгрывающими всё ту же проблему расизма: на экране жизнерадостные люди представляют зубную пасту «Черномазая улыбка» и прочее в подобном духе. Что интересно, со временем в этой явно гиперболичной истории всё чаще проглядывают атрибуты нашей настоящей реальности, и из банальной шутки на тему «А что, если?» фильм превращается в размышление «А изменилось ли бы что-то на самом деле?».

Кадр из фильма "Красный рассвет"

Сценарист «Грязного Гарри» и «Апокалипсиса сегодня» и режиссёр «Конана-варвара» Джон Милиус в 1984 году снял разудалую подростковую адвенчуру «Красный рассвет» — в ней по сюжету СССР вторгается на территорию США, и никто не может остановить Красную машину. Кроме, конечно, отряда школьников (в числе прочих здесь молодой Патрик Суэйзи и Чарли Шин) из небольшого американского городка, которые, гордо подняв флаг своей футбольной команды, начинают вести против русских партизанскую войну.

Очевидно несерьёзный и ни к чему не обязывающий «Красный рассвет» — отличный пример sovietsplotation’а, развлекательного кино, эксплуатирующего тему и эстетику Советского Союза. У нас такое обычно брезгливо называют «клюквой» — но если и так, то сложно найти клюкву более весёлую, располагающую и безобидную, чем абсурдная история школьников, отчаянно сражающихся под крики «Вперёд, Росомахи!».

Промокадр к фильму "Железное небо"

70 лет назад нацисты проиграли войну. Но вопреки истории управляющий аппарат Третьего рейха не погиб, а улетел на космическую станцию на Луну, где собирал космический флот и всё это время готовился к реваншу. Наконец настало пора для блицкрига — ситуация на Земле как раз нестабильная, а глупый американский президент готова даже на войну с космическими нацистами, лишь бы получить ресурсы и остаться на второй срок.

Отвязное финское «Железное небо» примерно настолько же безумное, как и его завязка: тут и лунные базы в виде свастики, и операция по превращению темнокожего в арийца, и прочие радости буйного трэша. Воспринимать это всерьёз, конечно, нельзя и не нужно, обижаться на историческую несправедливость — тем более, и единственная настоящая проблема фильма в том, что он, пожалуй, мог быть ещё нелепее и абсурднее. Наверстать это, по идее, должна вторая часть, которую делают неприлично долго и в которой, помимо прочего, будут нацисты-рептилоиды и Гитлер верхом на динозавре.

Промокадр к фильму "Это случилось здесь"

От трэша — к драме. «Это случилось здесь» рассказывает о британской женщине, живущей в оккупированной нацистами стране: после катастрофы в Дюнкерке Третий рейх занял Великобританию и установил там марионеточное правительство. Теперь британские коллаборационисты борются с освободительной армией, а простой народ пытается свыкнуться с пропагандистскими рупорами и соседями-эсэсовцами.

Снятый за копейки на чистом энтузиазме, «Это случилось здесь» — убедительный психологический портрет времени и интересное исследование на тему того, как бы выглядел простой быт в альтернативных политических реалиях. Фильм не интересуют масштабные баталии или гиперболичные допущения: это скрупулёзная и приземлённая реконструкция того, что могло бы быть, повернись маховики истории немного не так.

Кадр из фильма "Nothing so strange"

Если прошлые фильмы работали с глобальными историческими альтернативами, то копеечное мокьюментари Nothing so strange берёт тему намного более локальную и… странную. Это фильм о расследовании вымышленного убийства Билла Гейтса, «величайшего преступления ХХ века», ловко смонтированный из хроники и постановочных кадров. Nothing so strange в первую очередь интересен как раз тем, как создатели подошли к съёмкам фильма: помимо той самой хроники здесь много сцен, где авторы берут интервью у людей на реальных мероприятиях и, манипулируя их ответами, подтверждают собственную фальсификацию.

Кадр из фильма "Фатерлянд"

1964 год. Двадцать лет назад Третий рейх победил во Второй мировой войне, и теперь народ готовится праздновать годовщину фюрера. В этом мире Германия завоевала полмира и к тому же убедила всех, что миллионы евреев были вовсе не убиты, а лишь переселены куда-то на Восток. Тайное, впрочем, становится явным, и вот уже офицер СС (великий Рутгер Хауэр) вместе с журналисткой из США намереваются открыть миру правду — чему, конечно, власти не очень рады.

Пожалуй, самая масштабная и детальная экранизация идеи «А что, если бы Третий рейх победил?» — по крайней мере, до выхода «Человека в высоком замке» — оборачивается ещё и крайне убедительным триллером, интересно осмысляющем привычную паранойю в духе «правительство нам врёт» в контексте радикальной альтернативной истории. К тому же это отличный повод углубиться в фильмографию недавно почившего Хауэра, в которой неприлично много недооценённых, но очень сильных ролей.

Кадр из фильма "Хранители"

В легендарном графическом романе Алана Мура и гораздо менее легендарной экранизации Зака Снайдера в привычный нам мир встроены супергерои, которые сильно перекроили историю и своими действиями, по сути, привели землю в вечное ожидание ядерного апокалипсиса. Деконструируя супергероику как явление, Мур поднимает острый вопрос неограниченной военной мощи и того, куда она может завести человечество. А детали ужасающей альтернативной истории (стрельба по мирным хиппи, разгром Вьетнама и прочее-прочее), в фильме выведенные в открывающие титры, становятся главным аргументом в его размышлениях.

Кадр из фильма "Мальчики из Бразилии"

Нацистский доктор Йозеф Менгеле, проводивший ужасающие опыты над узниками Освенцима, после войны сбежал в Южную Америку (и в реальности, кстати, тоже). Там он решает продолжить эксперименты и создать армию клонов самого фюрера, чтобы отомстить всему миру за поражение в войне. Но прямо по его следу идёт известный охотник за военными преступниками Эзра Либерман, который намерен завершить то, чего не смог сделать Нюрнбергский процесс.

Звучит как сюжет заправского трэша жанра nazisplotation? Возможно, вот только на самом деле «Мальчики из Бразилии» — вполне серьёзное и невероятно талантливое кино с великими Грегори Пеком и Лоуренсом Оливье в главных ролях, получившее три номинации на «Оскар» и снятое пионером «Нового Голливуда» Франклином Шаффнером. Ему, конечно, далеко до «Паттона», «Мотылька» или «Планеты обезьян» — трёх главных шедевров Шаффнера, — и снят фильм скорее на закате карьеры великого режиссёра, но даже здесь он сохраняет своё удивительное умение работать с масштабными историями, превращая абсурдный, казалось бы, сюжет в захватывающий и неглупый триллер.

Кадр из фильма "Бесславные ублюдки"

Раз уж мы собрались тут из-за Тарантино, никак нельзя обойти стороной его прошлые эксперименты с альтернативной историей. Квентин уже дважды «восстанавливал историческую справедливость» — в эксплуатирующем тему рабства «Джанго» и, гораздо более ярко, в «Бесславных ублюдках», разудалой экшен-комедии об отряде еврейских солдат, зверски отделяющих нацистов от их нацистских яиц.

Самая мастерская картина позднего Тарантино и точно содержащая наибольшее число памятных сцен: открывающий диалог с диаболическим Кристофом Вальцем и его «оревуар, Шошанна!», скоропостижная перестрелка в баре, начавшаяся с глупой ошибки, и, конечно, фирменная финальная резня с расстрелом Гитлера — и это только половина того, что моментально приходит на ум. Здесь, в общем, почти каждая секунда фильма и каждый её герой сделаны так, будто они и сами понимают, что обречены стать культовыми. И ведь стали.


Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?