Два года назад "Характер" "увел" "Оскара" у нашего "Вора". Такого успеха дебютной ленты пожалуй, не ожидал даже сам автор, Майк ван Дьем. Принято считать, что голливудские академики отдают предпочтение картинам, простеньким по мысли, качественным по исполнению, политкорректным по идеологии и сентиментальным по духу. Но драма, поставленная молодым голландцем совсем не похожа на этот экранный попкорн. Картина вызывающе антисентиментальна.
Фильм основателен и монументален, как и людские характеры, показанные в нем. Оттого банальная драма "безотцовщины" обретает почти трагический масштаб. История притяжения-отторжения отца и сына обрастает в картине шлейфом бесчисленных культурных, религиозных и психоаналитических аллюзий.
А ведь действие ленты происходит не в античные времена – в двадцатые годы нашего века, не в былинных Микенах, а в прозаическом Роттердаме. Да и главные герои – не царь с царевичем, а заурядные на первый взгляд буржуа, судебный исполнитель и его амбициозный незаконнорожденный отпрыск.
Немногословная экономка вступает в плотскую связь со своим нелюдимым хозяином. Гордая женщина, однако, не желает заключать брак с отцом своего ребенка. Мать-одиночка предпочитает жить в нищете, но не поступиться независимостью. До отроческих лет сыну ничего не известно об отце. Когда же случай сводит его с батюшкой, тот не желает признавать своего отпрыска. Вся дальнейшая жизнь юноши – попытка доказать отцу свою единокровность. "Характер" – история становления мужской личности в каждодневном диалоге-борении с недоступным отцом.
Молодой человек стремится вскарабкаться по лестнице успеха, возвысившись, отомстить жестокому батюшке за все былые обиды. Но, поверженный в схватке отец заготовил "драме чести" другой финал – старик кончает с собой, завещав тайно любимому чаду несметные богатства и неизбывное чувство вины.
Эта парадоксальная история способна порождать множество несходных трактовок. Если подойти к ней с "житейских позиций", можно разглядеть в ней "роман воспитания по домострою" – показные жестокость и безразличие к сыну оказываются высшими проявлениями родительской приязни: закалившийся в невзгодах характер готов к отражению любых жизненных неудач. Возможна и теологическая трактовка событий – за фигурой старика-отца брезжит тень ветхозаветного Бога, чей нрав крут, а промысел – неизъясним для смертных. Вероятна, впрочем, и "культурологическая" подоплека, сюжет ленты поразительно напоминает одно из фабульных клише фольклорной архаики. Излюбленный герой древних легенд – царевич-изгнанник, которому суждено побороть все испытания и препоны, чтоб вернуть наконец утраченное наследство. В этих сказаниях в свою очередь "зашифрован" сценарий первобытного обряда инициации: лишь молодой человек, стойко претерпевший боль, обретал сокровенную племенную мудрость и статус не юноши, но мужа. В поединке отца и сына можно разглядеть и фрейдистские аллюзии. Не столько даже указание на пресловутый "эдипов комплекс", сколько – "очеловечивание" извечной битвы полюсов людского сознания, состязания между вольнолюбивым "Я" и властным "сверх-Я" (оплотом опыта, запретов, императивов, норм).
Не стану утверждать, впрочем, что распорядителей "Оскара" привлекла именно интеллектуальная многомерность голландского фильма. Коллизии "Характера" – порождение аскетичной культуры протестантизма, а ценности этой религии являются основой для жизненных сценариев уроженцев, как Нидерландов, так и США.