Уморительная и душевная российская комедия о грузинских и осетинских горцах, которую слегка подпортила неуклюжая романтическая линия
Высоко в кавказских горах течет мелкая речка, которая разделяет две деревеньки – грузинскую Тэли и осетинскую Толи. Испокон веку их жители дружат семьями, вместе отмечают праздники, молятся в одной церкви и хоронят умерших на одном кладбище. Но с тех пор как Советский Союз распался, по речке проходит граница между Грузией и Россией, и каждый визит к соседям привлекает внимание пограничников. Даже если в гости ходят дедушка Кахи (Кахи Кавсадзе) и дедушка Бази (Дагун Омаев), которые дружат чуть ли не с самого рождения.
Когда СССР приказал долго жить, мы многое обрели и многое потеряли. Среди прочего мы утратили добродушное отношение к кавказским горцам, которое воспитывали в нас советские фильмы вроде «Мимино» или даже «Кавказской пленницы». Теракты и войны заставили Россию увидеть Кавказ в новом, мрачном свете, и христианские народы Кавказа были вытеснены из массовой культуры народами мусульманскими, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Новая фарсовая российская комедия «Тэли и Толи» снята, чтобы вернуть на экран тот колоритный, веселый и дружелюбный христианский Кавказ, который мы помним по фильмам Георгия Данелии и других советских постановщиков. Никаких террористов, никаких бородатых фанатиков, никаких проповедников-эмиссаров с Ближнего Востока. Для деревень Тэли и Толи «закон гор» – строгие правила не вражды и мести, а всепоглощающей любви, дружбы и взаимовыручки. И национальная гордость для экранных грузин и осетин не имеет ничего общего с национальной спесью. Это гордость взаимного уважения и четкого осознания, что у жителей пограничных деревень куда больше общего, чем различного.
Постеры картины намекают, что это романтическая история, но любовный сюжет – худшее, что есть в «Тэли и Толи». Он столь плох, что за него приходится снижать оценку. Можно поверить, что тихую жизнь двух деревень взбаламутит приехавший из Канады потомок эмигрантов из Российской империи, который, чтобы войти в права наследства, обязан жениться на девушке-горянке. Но персонаж с такой историей и такой мотивацией должен быть центральным героем фильма, вокруг которого пляшет и танцует все повествование. Канадец же оказывается едва ли не наименее значимым персонажем, чья единственная сюжетная функция – заставить ревновать грузинского парня, давно присмотревшего осетинскую невесту.
Такое использование такого героя – это даже не стрельба из пушки по воробьям, а стрельба ракетами по бабочкам. Может быть, авторы фильма готовят альтернативную международную версию «Тэли и Толи», где канадец будет-таки основным персонажем? Если нет, то непонятно, зачем надо было вписывать его в сюжет, да еще и придумывать неправдоподобную историю про условное наследство. В любом случае в русской версии фильма «скрипач не нужен», и нелепость его присутствия портит половину сцен с его участием.
К счастью, любовная линия «Тэли и Толи» не только слабая, но и скудная. Она заражает своими миазмами лишь малую толику ленты. Поэтому она почти не мешает зрителям спокойно, не кривясь, смеяться над проделками, афоризмами и, разумеется, тостами (любят на Кавказе это дело!) грузин и осетин, которые высмеивают разделяющую их границу и вместе противостоят предписаниям чинуш. Люди они хоть и замечательные, но своеобразные, наивные и чуть глуповатые – особенно пастухи с рифмующимися именами Валико и Шалико. Так что «лулзы» персонажи рождают с пулеметной скоростью, и многие из них вызывают искренний хохот. Причем хохот добрый, а не презрительный. Потому что это история не о «лузерах», а о людях на своем месте в родном краю. И эти горцы куда больше знают о дружбе народов, чем многие из тех, кто проповедует абстрактные ценности, но не следует им в реальной жизни.
С 1 сентября в кино.