Корейский триллер о трудностях в браке от дебютанта Ю Джэ-сона.
Су-джин (Чон Ю-ми) и Хён-су (Ли Сон-гюн) — счастливая пара в ожидании пополнения в семье. Идиллия рушится, когда мужчина начинает страдать лунатизмом. Хождения по ночам не на шутку пугают Су-джин: ведь супруг словно бы превращается в другого человека, который может нанести вред и себе, и окружающим.
«Спи» снял дебютант Ю Джэ-сон, ученик Пон Джун-хо: Джэ-сон работал помощником режиссера во время съемок ленты «Окча». Теперь же оскароносный мастер является поклонником «Спи»: Джун-хо назвал фильм одним из самых вдумчивых дебютов за последние годы. Картина о причинах и последствиях сомнамбулизма была показана на Каннском кинофестивале в секции «Неделя критики». С фильмом «Спи» также связан печальный факт: исполнитель главной роли Ли Сон-гюн, который, к слову, до этого сыграл в «Паразитах», покончил с собой из-за обвинений в употреблении наркотиков. Роль в дебюте Джэ-сона стала одной из последних работ актера.
«Спи» начинается ночью: в кромешной тьме Хён-су садится на кровать и произносит фразу, которую боится услышать любой человек в полудреме: «Кто-то в доме». И супруга, и зритель тотчас настораживаются: может, мрак действительно таит секреты, а обычные звуки ветра за окном предвещают беду. Ведь, как это обычно бывает в хоррорах, если кажется, значит, не кажется. Привидения, духи, демоны — мистикой искушенную публику сложно удивить. Да и Ю Джэ-сон не стремится испугать сверхъестественным: беспокойство вызывает нарастающее ощущение приближающегося краха. Словно по стенам безупречного дома пошли трещины и вот-вот семейное счастье рухнет.
Режиссер подчеркивает контраст между дневными и ночными сценами: если в светлое время в доме царит любовь и поддержка, то с наступлением темноты пробуждается нечто страшное. Неведомая сила входит в жизнь пары, и поведение Хён-су во сне с каждым разом становится все более пугающим: расчесывание лица до крови и неконтролируемое поедание продуктов — лишь верхушка айсберга. Мать Су-джин (Ли Гён-джин) настоятельно рекомендует обратиться к медиуму, а врачи ставят диагноз и прописывают лекарства. Проблемы со сном, как известно, чаще всего связаны с подавленными эмоциями и сильным стрессом. Интерпретировать внутренние беспокойства героя можно по-разному. Во-первых, Хён-су — актер, который не добился особого успеха и задумывается о том, чтобы освоить более доступную профессию. Во-вторых, перед нами будущий отец, который, возможно, до ужаса напуган новым статусом. В-третьих, появление ребенка предсказуемо привнесет кардинальные изменения в устоявшуюся рутину, что, вероятно, уже заставляет мужчину переживать.
На стене квартиры висит деревянная доска с воодушевляющими словами «вместе мы сможем все преодолеть». Надпись стала девизом пары, которая и в столь тяжелый момент не забывает придерживаться установленного правила. В скором времени Хён-су становится угрозой не только для себя, но и для новорожденного ребенка. Однако Су-джин не позволяет мужу съехать: лишь рука об руку герои смогут преодолеть тяготы семейной жизни, свалившиеся на их головы. Ю Джэ-сон выступает не только талантливым постановщиком, но и безнадежным романтиком, которому не чужд оптимизм.
«Спи» не совершает революцию в жанре и не покоряет изобретательностью. Но вряд ли психологический хоррор Ю Джэ-сона способен обернуться сильным разочарованием. От первого кадра до самых титров начинающему автору удается держать зрителей в напряжении: очевидно, мастерству постановщик научился у создателя «Паразитов». С каплей иронии и без излишней эмоциональности Джэ-сон создает тревожное повествование, исследует институт брака и напоминает, что гнетущий кошмар бытового характера пугает сильнее самых страшных призраков.