Легкая зарисовка об очередных путешественниках во времени для тех, кто скучает по советским детским телефильмам, идущая ко дну под тяжестью нежелания авторов работать с детьми-актерами
Легкая зарисовка об очередных путешественниках во времени для тех, кто скучает по советским детским телефильмам, идущая ко дну под тяжестью нежелания авторов работать с детьми-актерами.
Пятиклассники Федя и Игорь не могут смириться с тем, что мир вокруг них изучен вдоль и поперек, что время географических открытий прошло, что их исследовательский интерес пропадает напрасно. В поисках приключений мальчишки натыкаются на странную аномалию – в их доме в полнолуние открывается мистический проход в неизведанное. Собрав настоящую маленькую экспедицию, друзья отправляются изучать таинственный мир и оказываются в прошлом, портал выводит их на улицы родного города, но в 1870 году. Чем живут их сверстники? Какие у них проблемы? О чем мечтают и к чему стремятся? Новый мир полон тайн, но нужно торопиться, время полнолуния подходит к концу…
Российское детское кино испытывает не самые простые времена – конкурировать с красочными голливудскими блокбастерами сложно, поддержка государства выбивается с большим трудом, а прокатом фильмов для подростков занимаются исключительно энтузиасты. Отрадно, что на этом общем безрадостном фоне кто-то продолжает работать в жанре, продолжает верить в себя и свою команду, продолжает искать новые пути к сердцу юного зрителя. «Тайну темной комнаты» никак нельзя назвать сверхуспешным проектом, в сравнении со своими советскими «коллегами» фильм, безусловно, блекнет, но если смотреть на ленту как на пусть небольшой, но шаг вперед, то работа режиссера Ольги Беляевой заслуживает скромной похвалы.
Для начала о хорошем. Если что-то и может сейчас увлечь ребенка, пришедшего в кинотеатр или усевшегося перед экраном телевизора, так это приключения. С этим «Тайна» справляется вполне сносно. При том, что даже с 75-минутным хронометражем лента иногда впадает в пробуксовку, начало фильм получил вполне динамичное и увлекательное – почти сразу герои окунаются в атмосферу тайны, зрителю скучать некогда. Герои продуманы и тщательно подобраны образно: скромный смышленый романтик и безудержный экспериментатор – это ровно те персонажи, которых мы помним еще по своими любимым детским книжкам и романам Жюля Верна, Александра Дюма или Клайва Стейплз Льюиса. В лучших традициях советских сказок юных актеров приятно оттеняют их опытные наставники-товарищи на втором плане – Галина Польских, Виктор Сухоруков, Сергей Никоненко – кто же откажется украсить ленту такими актерами. Всем вместе персонажам вполне по силам увлечь интересующегося школьника занятным рассказом.
Теперь о грустном. К сожалению, традиционно для нашего кино актеры-дети не выдерживают в фильме никакой критики. Симпатичные мордашки, увы, никак не компенсируют того провального факта, что «игра» детей не выходит за рамки простого чтения текста с экрана. Возможной причиной такой скупой подачи материала стало то, что авторы несколько странно представляют себе современных двенадцатилеток. Вспомните, когда вы в своей жизни впервые произнесли слово «разумеется»? В пятом классе в разговоре с приятелем? А как часто в 12 лет вы говорили о черных дырах, относительности времени и гравитации (привет, «Интерстеллар»!)? К чему эта заумность? Ничего, кроме барьера между зрителем и героями, она не дает. Далее, в качестве портала в иное время выбрано, мягко говоря, не слишком удачное место. Конечно, та же «Гостья из будущего» с ее подвалом в заброшенном доме тоже не особо баловала осмысленностью происходящего, но все эти таинственные комнаты с искаженным пространством, лестницы и пещеры, реки и берега – искусственное усложнение лишает историю легкости, бродящими в темноте героями внимание долго удержать невозможно. Что уж говорить о временных парадоксах, в которых сейчас, кстати, школьники научились разбираться на «отлично», если первым делом персонажи фильма берутся менять прошлое грубым вмешательством в жизнь предков. У Дока Брауна лопнула бы голова от того, что творят в 1870-м Федя и Гага.
Ну да не будем излишне строги к столь специфическим понятиям, как «эффект бабочки». «Тайна темной комнаты» – это не «Хроники Нарнии», не «Гарри Поттер», не «Гостья из будущего» и не «Кортик». Лента не лишена теплого лампового обаяния старого советского кино, но не дотягивает ни образно, ни творчески до своих предшественников. К просмотру можно привлечь зачитавшего «Пятнадцатилетнего капитана» или «Таинственный остров» мальчишку, но картина вряд ли поразит его воображение. Дети – люди чуткие, они четко понимают, где с ними играют, а где предлагают равноправное партнерство. «Тайна» – игра. Причем игра взрослых, в которой дети только мешаются под ногами.