Прямолинейное лобовое обличение прогнившей чиновничьей верхушки оборачивается формулировкой главного порока современной России – безразличия ко всему происходящему вокруг. Быков зол, яростен, правдив, но фатально серьезен и холоден к героям
Прямолинейное лобовое обличение прогнившей чиновничьей верхушки оборачивается формулировкой главного порока современной России – безразличия ко всему происходящему вокруг. Быков зол, яростен, правдив, но фатально серьезен и холоден к героям.
Старательный сантехник Дмитрий обнаруживает в одном из домов своего провинциального городка все признаки грядущей страшной катастрофы: девятиэтажное общежитие рассекает внушительная трещина, фундамент крошится, стены накренились. Понимая, что счет идет на часы, а бюрократическая машина работает слишком медленно, молодой специалист мчится на самый верх – приезжает на празднование мэром своего юбилея и застает в зале ресторана всех руководителей департаментов и подразделений. Тут бы и организовать срочную эвакуацию жильцов аварийного дома, спасти жизни восьми сотен человек, но руководство города слишком сильно погрязло в двурушничестве, воровстве и лени, чтобы встретить проблему лицом к лицу. Проще объявить не в меру ретивого сантехника дураком и закрыть глаза на будущее.
Своим прошлогодним «Майором» режиссер Юрий Быков потряс многих. История полицейского, сбившего ребенка, но отказавшегося воспользоваться привычным для современного российского общества правом сильного просто отмахнуться от ответственности, тронула очень многих при довольно скромной, надо сказать, прокатной судьбе картины. Новый фильм, анонсированный уже достаточно давно, с интересом ждут многие, и потому спешим обрадовать: Быков остался тем же, а вот хорошо это или плохо, придется разобраться.
Новая картина «Дурак» существует в той же вселенной, что и герои «Майора», это та же неустроенная Россия, где человек человеку волк, где люди не заглядывают не то что в завтрашний день, но даже и в сегодняшний вечер, где коррупция и воровство обволокли все механизмы принятия решений, а коллективная безответственность ведет к повальному саморазрушению. Орбиту своих разоблачений Быков существенно расширяет – вместо одного отдела полиции под прицел правдоруба попадают теперь все высшие городские чиновники (с ужасом ожидаем размаха следующего фильма), и, как и положено, клейма на любом из них ставить негде. Воруют все, главный медик тащит лекарства, пожарный – шланги, полицейский прикрывает это все, коммунальщик строит элите дома, все делятся наворованным с мэром, та сдает часть областному руководству. Все повязаны, и выхода из этого нет и не предвидится.
Но даже в этот густо смазанный жиром взяток, бывает, попадает «мусор» человеческих жизней. Грядущая ужасающая авария ставит под угрозу каждого, кто хоть чем-то замазан в этом мэрском гадюшнике. И что же делать? Спасательная операция и последующая необходимость расселить жильцов привлекут внимание Москвы, и полетят тогда головы администрации. Но общага же еще не рухнула, может, и еще простоит – все ответственные лица решают положиться на «русский авось». Противостоит этому только один человек – главный герой Дмитрий, который, как бы мы ни хорохорились поговоркой про «один в поле воин», не может сделать ничего, и в первую очередь из-за апатии самих жильцов.
И вот тут фильм делает резкий поворот. Изобличать коррупционную власть много ума не надо, благо она подбрасывает темы в топку так, что паровоз с надписью «Россия» на котле летит в пропасть на всех парах. А вот поговорить о причинах этого стоит дорогого. Юрий Быков, который вроде как идет в первых рядах борцов с системой, внезапно оборачивается, и его глазами мы видим тех, за кого он, собственно, борется. А борется он за тех мелких воришек, что тащат с завода каждый плохо прикрученный гвоздь, за тех алкашей, что последние деньги отнимают у ребенка ради бутылки, за тех подростков, воспитанных жизнью за шкафом, что видят жизнь сквозь дым травы и скудные «потрахушки» без малейших признаков любви, за тех, кто всегда желает остаться в стороне, за тех, кто боится, как бы чего не вышло, за тех, кто прямо отговаривает от любых перемен… Быков демонстрирует весь этот людской паноптикум с немым криком: «Вот кто главный наш враг. Не они – чиновники, ворье, элиты, а вы – трусливые, немые, жалкие!»
Насколько действенен такой ход, сказать с наскока сложно. К сожалению, мы давно отвыкли критически относиться к самим себе, и автор это прекрасно понимает. Мы действительно часто предпочитаем отмахиваться от проблем, идти на компромисс, уступать и прогибаться. Настоящих борцов осталось совсем немного, и жизнь гнет даже самых стойких из них. Есть ли выход из этого замкнутого круга – Быков ответа не дает, он вообще на решения скуп, полагая, что яркий луч его фонаря, обнажающий порок, – это уже достаточное лекарственное средство. И, возможно, это даже так, но те гомеопатические дозы, которыми кино действует на зрителя, мир не исправят. А что исправит? Исправят дураки. И те, что указывают на проблемы, и те, что от проблем отмахиваются, оплачивая их решение своими жизнями. Ну, и дураки, которые снимают об этом кино, безусловно.