Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Тайна реки Сучжоу»

Если раньше "детям до 16-ти" означало, что пускают только старше, китайский фильм "Тайна реки Сучжоу" убеждает читать надпись наоборот: кто старше 16-ти, не пускать для их собственной пользы. Не вынесете, даже притом что все сравнительно коротко, меньше полутора часов. Или вынесете, но только если совсем немало высокоинтеллектуальны, если просто профессор-доктор-действительный член и гонорис кауза.

Добавить в закладки
Хунвэйбины потекли
Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Похожие Кадры Постеры
Екатерина Тарханова
Екатерина Тарханова Автор film.ru с 2000 г. 617 публикаций

В последнем случае вы получите удовольствие от самого себя. Полтора часа пустого места - прекрасный, повышенно питательный бульон для воспоминаний, фантазий и ассоциативных рядов. Например, во всех тысячелетних мировых мифологиях девушек обижали. Вот и можно припомнить, что у татар обиженная девица превращалась в фонтан слез, преимущественно Бахчисарайский, у испанцев это называлось Фуэнте Овехуна, а, к примеру, у скандинавов обидевший парень долго бегал в ее поисках по скалам, пока от отчаянья не падал со скалы в нижележащий фьорд. Когда мифологии произросли в культуры, парни в поисках обиженных девиц стали более разнообразны, пошли варианты мистических сходств и ошибочных узнаваний. Я не профессор, тратить время и мозги на "Тайну реки Сучжоу" активно не собираюсь, но тут не надо далеко ходить, у Шекспира хотя бы была "Комедия ошибок", мало что "Двенадцатая ночь".

Кадр из фильма "Тайна реки Сучжоу"

Когда культуры обособились, та же история со смертельной обидой, поисками потери и ошибочным узнаванием вообще превратилась в подсобный материал. У немецких романтиков - в иллюстрацию их теорий ("Разбойники" Шиллера, "Кэтхен из Гейльбронна" Клейста), у английских прагматиков - в повод для добротного детектива (кто б забыл тайну сходства Анны Катерик с ее покойной матерью в "Женщине в белом" Уилки Коллинза?). В чистом виде все это дело вообще ушло из литературы, причем даже не в оперу с ее пафосом, а к максимально поверхностным балеринам. Я опять же не профессор, ради "Тайны реки Сучжоу" не полезу выяснять авторов литературных либретто "Лебединого озера" и "Жизели", но что этот фильм по сюжету совершенно исчерпан гибридом "Жизели" с "Лебединым озером" - заложусь.

Когда после балета изобрели кино, даже ранним киношным авантюристам уже не хватало наглости напрямую снимать, как парень обидел девушку, а потом всю жизнь ее искал, хотя она давным-давно бросилась в речку Невку. Снимали с приправами: с экзотикой, со слонами, с чудесами на пленке ("Фауст" Мурнау, "Сатана ликующий" Протазанова). О дальнейшем столетии кино можно даже не говорить. Оно прошло все, что любые культуры проходили тысячелетиями, только компактно и аккурат до позавчерашнего дня. И стало, что если уж про любовь - так "Женщина в синем" или "Ночной портье", и даже это давно попса, а если "подсобный материал" - так "Федора" или "Смутный объект желания". Кино для мифологии обнаружило вообще недоступные прежде детали, сюжет стал индивидуален во всей своей звуко-зрительно-музыкально-пластической полноте.

Кадр из фильма "Тайна реки Сучжоу"

В чистом виде, насколько помнится, он встречался в последний раз лишь у нескольких великих новеллистов первой трети ХХ столетия типа Моэма или Цвейга. Но они его утончили уже до трех страниц, да так, что создавали на них тысяча и одну экзистенциальную ночь, только имея в виду, что, да, был парень и была девушка ("Амок", "Улица в лунном свете", и все давно экранизировано). После этого сюжет окончательно переехал в попсу. Тут уж сами давайте разбирайтесь, что точнее подходит, "Если хочешь, найди" или "Плачет девушка в автомате". Список фильмов, новелл и песен вообще может быть каждым продолжен самостоятельно в направлении личной начитанности-насмотренности-наслушанности.

Китайская литература нам менее известна, так как их мифологию и романы (какой-нибудь "Цзин-пин-мэй") невозможно запомнить просто из-за имен. В лучшем случае различаешь Лао-Цзы и Мао-Цзе-Дуна, дальше - только для полиглотов. Однако и такое полнейшее невежество - не повод думать, что там, в Китае, не было пару-тройку тысяч лет назад девушки Пи, которую соблазнил юноша Ро, потом она обиделась и навеки исчезла, превратившись в лягушку Ква, а он бродил по рисовым полям провинции Драт и со всеми ее путал. Так что режиссер "Тайны реки Сучжоу" по имени Лоу Е лапши на уши нам все равно не навешает, тем паче его шедевр - совместное производство с Германией.

Кадр из фильма "Тайна реки Сучжоу"

Он преподнес абсолютно пустое место, даром что снятое под "Догму" и с большим количеством "Зубровки" выпитой - видимо, по аналогии с русской водкой, которую предпочитают все иностранцы в кино. Ничто не объясняет пафос, ни намека на психологию или тогда уж харизму, ни одной неожиданности или странности, и Шанхай похож на Малаховку. Даже русалка с клееными ресницами, которую в ночном шоу в дешевом баре изображает девица - лишь повод, чтобы старый сказочник Андерсен перевернулся в гробу. А розочка, вытатуированная у нее на внутренней стороне бедра, заставит перевернуться в гробу Дюма с его лилией на плече у миледи Винтер. То, что рассказчик этого кошмара в конце концов постановил ничего больше не искать и продолжил хлестать "Зубровку", так же современно, как покойный Иван Петрович Белкин. Он тоже только рассказывал и ничего не искал, а потом вообще умер, после чего А.С.Пушкину перепали его записки. Но все богаче вытанцовывалось. Так что, вероятно, режиссер Лоу Е - в принципе ничто иное, как далекое эхо китайской культурной революции. По-другому, как происками хунвэйбинов, просто не объяснить тот ноль кино, режиссуры и личной жизни, который им зафиксирован в "Тайне реки Сучжоу". Дитя подросло…

Неподросшие дети, до шестнадцати и младше, получат удовольствие от любой любовной истории, хотя бы потому, что, чем меньше лет, тем запретней плод. Хотя даже им, даже в постисторическую интернетовскую эпоху, даже в полном отсутствии генетической памяти о мифах и легендах всемирной древности могут набить оскомину целых полтора часа бессознательного пересказа без капли юмора этой ходульной схемы. Как в сегодняшнем Шанхае мелкий жулик Мардар влюбился в красавицу Моудань, потом ее подставил, и она пропала, но потом он раскаялся и узнал Моудань совершенно в другой - в повзрослевшей Мэймэй. Мардар стал ее преследовать, она не поняла, в чем дело, а потом из реки Сучжоу выловили два трупа, но никто никогда их так и не опознал. Это известно от рассказчика, частного видеооператора, который был знаком с обоими, но тоже ничего не понял.

Текст: Екатерина Тарханова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?