Бадди-муви — целый жанр фильмов о напарниках, которые вопреки всем конфликтам и тому, что чаще всего они ничего общего не имеют, обязаны работать вместе. Многие из таких фильмов давно стали классикой жанрового кино: франшиза «Смертельное оружие», третий «Крепкий орешек», «Час пик» или легендарный «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид». Но, как это часто бывает, не все бадди-муви получили должное внимание
Эта экшен-комедия 1982 года заложила основу большинства приёмов и тропов, свойственных полукомедийным бадди-муви о полицейских-напарниках. Вплоть до полярности главных героев — один, как водится, должен быть серьёзным профессионалом, второй — легкомысленным болтуном. За первое тут отвечает Ник Нолти, полицейский, преследующий негодяев, убивших его коллег. Но он не может этого сделать без помощи героя Эдди Мёрфи — изворотливого воришки, которого деньги интересуют больше восстановления справедливости.
Сценарист культового «Смертельного оружия» в своём режиссёрском дебюте вернулся к жанру, в котором он так хорош. Вот только в «Поцелуе навылет» абсолютно все герои — и неудачливый вор, случайно ставший актёром (Роберт Дауни-младший), и суровый гей-полицейский Голубой Перри (Вэл Килмер), и все их разномастные враги — немножко идиоты. Да и сама история здесь не столько соответствует канонам жанра, сколько его деконструирует: уж слишком много в ней абсурда и порой откровенного китча.
Фильм, к сожалению, весьма скромно прошёл в прокате — как, впрочем, и недавние «Славные парни» от того же Шейна Блэка. Причина такой неудачи не совсем ясна, ведь «Поцелуй навылет» — кино исключительно зрительское, это динамичная и безумно смешная комедия и, пожалуй, один из лучших представителей жанра вообще.
Оба брата МакДона (Мартин и Джон Майкл) в разное время обращались к жанру бадди-муви. И если попытка Мартина, «Залечь на дно в Брюгге», быстро приобрела культовый статус (заслуженно), то вот «Однажды в Ирландии» Джона Майкла так и остался сокровищем для весьма узкой аудитории. Однако — хоть старший брат и не так активно манипулирует жанрами, как Мартин, — его фильмы заслуживают любви не меньше.
Фильм рассказывает историю непутёвого ирландского полицейского Джерри Бойла — наркомана, пьяницы и расиста, — которому волею судеб приходится вступить в противостояние с британскими гангстерами-наркоторговцами, в числе прочего убившими его молодого напарника. Помогать ему будет агент ФБР Вэнделл Эверетт (Дон Чидл) — человек из совершенно другого мира, других мировоззрений и жизненных ориентиров. Остроумная комедия о непохожих напарниках здесь быстро перерастает в личностную трагедию Джерри и трогательную историю о дружбе таких непохожих людей.
И, кстати, последний фильм Джона Майкла МакДоны «Война против всех» — тоже бадди-муви, и тоже отличный. К тому же куда более безумный и комедийный, чем «Однажды в Ирландии».
Неординарный бадди-муви об уличном баскетболе и двух злостных соперниках — в лице Вуди Харрельсона и Уэсли Снайпса, — которые решают объединиться, чтобы заработать денег. Но их маленькая афера раз за разом будет подкидывать героям проблем, которые придётся решать единственным способом, который они знают, — на стритбольной площадке. Это отличная комедия (и не менее отличная драма) о том, как люди сами же загоняют себя в стереотипные шаблоны и затем не могут из них выбраться. Примерно как белый баскетболист, которому постоянно твердят, что белые люди не умеют прыгать.
Классический представитель жанра со слегка неклассическим набором героев. Хотя бы потому, что один из напарников здесь — собака. Именно с ней придётся воевать профессиональному сыщику Скотту Тёрнеру (Том Хэнкс), чью привычную рутину нарушили беспорядки, что устраивает непокорный пёс.
Любопытно, что в том же 1989 году, когда вышел «Тёрнер и Хуч», появился ещё один фильм о дружбе полицейского и собаки — знаменитый «К-9: Собачья работа». Откуда такой внезапный интерес к псам-копам — вопрос, наверное, для отдельной статьи, но совпадение интересное. И что обидно, у нас «Тёрнер и Хуч», в отличие от своего собрата, не слишком популярен. А зря: это отличная милая комедия, одна из тех, где часто появлялся Том Хэнкс до своей прорывной драматической роли в «Филадельфии».
Чаще всего под «бадди-муви» подразумевают фильмы о полицейских, героях, в крайнем случае — преступниках, но людях, так или иначе выполняющих опасную работу. Тем не менее «Уитнэйл и я» по всем параметрам тоже можно считать представителем жанра: пускай и его герои — пьяницы-актёры, отправившиеся на вечеринку к своему ещё более декадентскому приятелю. Их непонятная, необъяснимая дружба рождает одну из лучших пар за всю историю кинематографа — и один из лучших фильмов о выходных и связанным с ними безудержным кутежом.