На этой неделе в кино дебютирует режиссер Джозеф Гордон-Левитт с фильмом «Страсти Дон Жуана». Больше того, новоявленный режиссер сам написал сценарий фильма и сыграл главную роль. Поразительная универсальность! Но случай отнюдь не уникальный – буквально неделю назад в прокат вышла комедия «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски», где одним из сценаристов, режиссеров выступил Сет Роген, также появившийся и в кадре. Но мы вспомнили еще несколько подобных примеров, благо такие многостаночники в кино были едва ли не со времен братьев Люмьер
Строго говоря, у Чарли Чаплина фильмов, где он выступает в нескольких ипостасях одновременно, несколько. Мы выбрали «Огни большого города» потому, что картина эта не только вошла во все возможные списки самых романтических лент в истории кино, но и продемонстрировала композиторский талант Чаплина. Черно-белый фильм, снятый по законам немого кинематографа в эпоху первых шагов звукового кино, о любви бродяги и слепой цветочницы известен каждому. В 1991 году лента была включена в Национальный реестр фильмов США, а пользователи портала IMDb отводят ей высокое место в списке 250 лучших фильмов в истории кино.
Как и в случае Гордона-Левитта, Орсон Уэллс сам написал сценарий для дебютного фильма и решил лично исполнить главную роль. И не прогадал – на протяжении нескольких лет «Гражданин Кейн» становится победителем различных опросов о «лучших фильмах всех времен и народов». Вполне заслуженно, безусловно. 25-летний Уэллс настолько тонко продемонстрировал историю разрушения личности, которая привыкла к самолюбованию и эгоизму, что американским киноакадемикам не осталось ничего, кроме как наградить Уэллса «Оскаром» за лучший сценарий и отметить картину восемью другими номинациями.
В разгар Второй мировой войны правительство Великобритании посчитало отличным пропагандистским шагом, поднимающим патриотизм и моральный дух солдат, съемки фильма о великом английском короле. Лоуренс Оливье был освобожден от военной службы и брошен на фронты средневековые. Откровенно говоря, Оливье не намеревался сам ставить ленту, но в то время Англия банально испытывала дефицит постановщиков. Законченная в 1944 году картина пользовалась невероятным успехом у зрителей и демонстрировалась на экранах лондонских кинотеатров свыше пяти месяцев. В 1947 году фильм был номинирован на четыре «Оскара», а сам Оливье получил специальную Золотую статуэтку киноакадемии за выдающийся вклад в создание ленты.
В первом фильме о Рокки Сильвестра Сталлоне студия не то что не допустила до режиссуры, само его актерское участие было под вопросом. Тогда актер отстоял лишь право сыграть главную роль в фильме по своему сценарию. Начиная со второй картины о Рокки Бальбоа Слай сам стал и писать скрипты, и боксировать в кадре, и руководить съемочным процессом (исключение составил лишь пятый фильм, куда на место постановщика вернулся Джон Эвилдсен). Наградами сиквелы, в отличие от первого фильма, не баловали, а вот армию поклонников Сталлоне собрал этими фильмами внушительную. Тоже неплохой результат.
Квентин Тарантино любит сниматься, но в своих картинах предпочитает небольшие камео или роли, которые даже второстепенными не назовешь. В «Бешеных псах» немудрено Тарантино-актера не заметить. Чего не скажешь о фирменной жестокости Тарантино-сценариста и запоминающемся стиле рваного повествования Тарантино-режиссера. Кстати, фильм мог выглядеть совершенно иначе, ведь Квентин Тарантино собирался снимать его на любительскую камеру с никому не известными актерами, потому что у него просто не было никакого производственного бюджета. Однако когда фильмом заинтересовался Харви Кейтель, проект обрел интерес и для актеров, и для инвесторов. Результат – попадание фильма в программу Каннского кинофестиваля.
Дебютировавший в режиссуре еще в 2000 году Эд Харрис долгое время горел желанием поставить вестерн по роману Роберта Паркера и даже лично приобрел права на экранизацию. Вместе с Робертом Ноттом Харрис адаптировал книгу в сценарий, но к съемкам приступить никак не удавалось – студия New Line Cinema отказывалась верить в потенциал ленты, полагая, что время вестернов ушло. На помощь пришли конкуренты – Джеймс Мэнголд снял для Lionsgate «Поезд на Юму», возродивший интерес к ковбоям, и Харрису дали «зеленый свет». Может быть, фильм и не стал невероятным открытием, но самолюбие режиссера-сценариста-актера потешил, тем более что Харрис исполнил в картине еще и несколько песен.