Многие могут придумать интересный сюжет, однако далеко не все способны его достойно закончить. Увы, современная сериальная индустрия слишком зависима от зрительских рейтингов, а преданность сценаристов оригинальной истории все чаще подвергается сомнению. Впрочем, в каждом правиле есть свои исключения: вспоминаем культовые шоу, которые смогли подарить зрителям по-настоящему удовлетворяющие завершения.
Осторожно: в тексте возможны спойлеры.
3-й сезон, эпизод «Книга Норы»
Сериал Дэймона Линделофа («Остаться в живых», «Хранители») сконцентрирован вокруг тайны исчезновения 2% населения мира, разгадка которой так никогда и не наступит, однако к финалу «Оставленных» зрители понимают, что это по большому счету не так уж важно. Эмоциональное путешествие Кевина и Норы, в одночасье оставшихся без самых близких и родных, процесс проживания горя — вот что интересует Линделофа в первую очередь. Сам факт загадочной пропажи людей в данном контексте лишь удобная зацепка для того, чтобы привести персонажей к нужной точке отсчета — кризису, который так или иначе резонирует с любым человеческим опытом и будет хорошо понятен аудитории. При этом, в отличие от того же «Остаться в живых», финал «Оставленных», получивший название «Книга Норы», выдерживает баланс между закрытыми и открытыми сюжетными линиями. Но что самое важное — Линделоф дарит своим героям долгожданное освобождение: Нора понимает, что в другой вселенной ее семья живет абсолютно спокойной жизнью, и наконец дарит самой себе право на счастье.
7-й сезон, эпизод «Избранные»
Культовый проект Джосса Уидона «Баффи — истребительница вампиров» выходил в те времена, когда само производство сериалов находилось на совершенно другом уровне. Каждый сезон «Баффи» насчитывает порядка 20 эпизодов и является сам по себе законченной историей. Важно также понимать, что сам Уидон планировал попрощаться с «Баффи» после пятого — в заключительной серии героиня Сары Мишель Геллар жертвует собой ради спасения мира… и умирает. Впрочем, то, что показалось Уидону в свое время достойным завершением, не особо понравилось продюсерам «Баффи». В итоге сериал продлили еще на два достаточно спорных сезона, основной сюжет которых был сфокусирован на отношениях Баффи и Спайка. С вершины прожитых лет финал седьмого сезона «Баффи» кажется куда оптимистичнее пятого: главная героиня окончательно истребляет всех вампиров Саннидэйла, превращает школу в руины и наконец снимает с себя бремя ответственности за дальнейшую судьбу мира.
10-й сезон, эпизод «Последний»
В последние годы «Друзей» чаще принято критиковать, нежели хвалить — юмор в сериале и правда состарился не самым лучшим образом. И все же кое-чего у Марты Кауфман и Дэвида Крейна не отнять — например, умения выстроить крепкую связь персонажей со зрителями. Финальный эпизод «Друзей» — по-настоящему теплое прощание с аудиторией: Росс и Рэйчел наконец-то выбирают друг друга, Моника и Чендлер обретают собственный дом, Фиби выходит замуж, а Джо продолжает оставаться самым непосредственным парнем в этой компании. В реальности люди, как правило, лишь гости в жизнях друг друга, однако герои «Друзей» решают остаться вместе навсегда. В этом плане Кауфман и Крейн дарят зрителям абсолютно фантазийную, но ужасно удовлетворяющую концовку, которая — пусть и всего лишь на мгновение — избавляет от страха одиночества.
6-й сезон, эпизод «Американка в Париже»
Появление спин-оффа и целых двух полнометражных продолжений, которые едва ли вызвали большой эмоциональный отклик у фанатов сериала Даррена Стара, существенно смазало впечатление от оригинальной концовки «Секса в большом городе». А ведь шоу, по сути, завершилось в лучших традициях диснеевской классики: влюбленные Кэрри и Биг наконец-то отпускают все страхи и открывают друг другу сердца. Дело происходит в Париже, что еще больше усиливает романтический вайб ситуации. Все шесть сезонов «СВБГ» Кэрри упорно, но безуспешно пыталась завоевать мужчину своей мечты, однако обрести любовь удалось лишь тогда, когда она перестала бежать за иллюзией счастья, позволив самой себе наслаждаться жизнью в уютном одиночестве. Саманта, Шарлотта и Миранда также получают достойные завершения своих сюжетных линий — каждая в той или иной мере разбирается с ворохом личных проблем и находит достойного партнера (хотя в случае с Самантой это, увы, ненадолго).
2-й сезон, эпизод «Прощания»
Задолго до того, как Эдгар Райт стал по-настоящему известным режиссером, он снимал уютные ситкомы для британского ТВ. «Долбанутые» — широко известный в узких кругах фанатов Райта сериал, полный различных поп-культурных референсов и сюрреалистических допущений. Как правило, авторы бриткомов не ратуют за какие-то осмысленные концовки — большинство сериалов подобного типа построены по вертикальной структуре и не имеют сквозной арки. Однако Райт решил подарить своим героям максимально слащавое завершение (спойлер: зрители остались в восторге). В начале шоу фриковатый комиксист Тим и обаятельная журналистка Дэйзи притворяются мужем и женой, чтобы снять квартиру у некой женщины по имени Марша; в конце главные герои проникаются чувствами и становятся настоящей парой, наконец перестав притворяться для окружающих. Райт даже снял отдельный флешфорвард, в котором у Тима и Дэйзи появляется такой же «гиковатый» ребенок, который с самых пеленок проникается поп-культурой.
4-й сезон, эпизод «Когда вы будете готовы»
«В лучшем мире» Дрю Годдарда — вероятно, один из самых недооцененных сериалов последних лет, который сложно приписать к какому-то одному жанру: шоу изобилует как откровенно смешными, так и душераздирающе грустными моментами. Финальный эпизод «В лучшем мире» ожидаемо не оставляет на лице сухого места и в то же время оставляет после себя очень приятный осадок: Элеонор, Чиди, Тахани и Джейсон «отрабатывают» все свои грехи и заканчивают путь в загробном мире, трансформируясь в абсолютно новую форму существования. При этом изначально бессмертный Майкл, напротив, внезапно решает стать человеком (поворот, который сам по себе заслуживает отдельного спин-оффа). На протяжении четырех сезонов «В лучшем мире» апеллировал к теме цикличности всего сущего во вселенной, а заключительная серия как никогда точно ее подтверждает, отправляя каждого из смертных героев в абсолютно новый путь, продолжение которого зрители могут додумать для себя самостоятельно.
6-й сезон, эпизод «Счастливый конец»
И если в сериале «В лучшем мире» умершие люди буквально отрабатывают свои прижизненные грехи в чистилище, то в «Шиттс Крик» обанкротившаяся семья богачей переживает собственную метафору ада на земле. Оказавшиеся на мели Дэвид, Джонни, Алексис и Мойра Роуз учатся «быть бедными»: сами зарабатывают себе на хлеб с маслом и даже решаются открыть новый бизнес. И если в начале «Шиттс Крик» главные герои представлены безалаберными и ленивыми снобами, то к концу сериала каждый из них обретает нечто исконно человеческое. Более того, прожив в тесной гостинице несколько лет, родители и дети становятся по-настоящему близки. В свое время деньги давали им много безопасности и комфорта, но отнимали ценность простых семейных отношений. Финальный месседж «Шиттс Крика» достаточно простой, но тем не менее он очень актуален в мире, где люди все чаще предпочитают строить стены и обозначивать границы, вместо того чтобы научиться слышать и видеть друг друга.