Ноль смысла, ноль драмы, ноль эмоций, только драки, стрельба и погони. Но есть ведь и такие зрители, которым большего и не нужно?
Ноль смысла, ноль драмы, ноль эмоций, только драки, стрельба и погони. Но есть ведь и такие зрители, которым большего и не нужно?
На берегу океана рыбаки находят раненого молодого человека в бессознательном состоянии, врачи опасаются за жизнь юноши, ведь в его голове засела пуля, однако молодая доктор Эйлин возвращает парня, назвавшегося Ишмаэлем, к жизни. Пока вернувшийся с того света молодой человек вспоминает, как он оказался в больнице, за ним начинается настоящая охота – бежавший из тюрьмы похититель и убийца детей Ли непременно хочет добраться до Ишмаэля, для чего в Джакарту приезжает целая армия бандитов. Чтобы остановить кровопролитие и похищения невинных, Ишмаэль должен вспомнить, кто он и почему Ли со своими подручными не останавливаются ни перед чем в охоте на него…
Энергичный, по-хорошему удалой, отчасти даже симпатичный индонезийский «Рейд» Гарета Эванса в 2011-м хорошенько взбодрил и публику, и кинодельцов: по обе стороны Атлантики боевикам добавили брутальности, вернулась мода на восточные единоборства, зрители заинтересовались кинематографом Юго-Восточной Азии. Пяти лет вполне хватило для того, чтобы «отдать дань уважения» «Рейду»: в Голливуде вышел во многом схожий «Дредд», французы подвели черту «Антигангом», но «фантомные боли» остались, на удачной картине вполне еще можно подзаработать. Немного, но можно. «Рейд: Пуля в голове» – это не столько продолжение или копия «Рейда», это фанфик, техническое упражнение в постановке боев, не более.
Прежде всего, важно понимать, что ни к «Рейду», ни к «Неудержимому» с Сильвестром Сталлоне в главной роли, который в некоторых вариантах перевода тоже называется «Пуля в голове», новый фильм с Ико Уайсом сюжетного отношения не имеет. Российская локализация, как это часто бывает, вводит в заблуждение, хотя в случае с данным фильмом это скорее посильная помощь в продвижении, чем стремление обмануть – без приставки «Рейд» лента Братьев Мо могла потеряться в списке релизов. При этом стоит отметить, что драматически оба предыдущих «Рейда» были решены в самой простой манере, ленты брали зрителя «за жабры» брутальностью, экранной жестокостью и филигранной постановкой боев – «Пуля в голове» в этом отношении ушла недалеко, кроме драк и перестрелок, смотреть здесь не на что.
А ведь ближайшим сюжетным родственником картины являются даже не «Рейды», а «Идентификация Борна» – здесь тоже обнаруживается молодой человек, потерявший память, но явно обладающий боевыми навыками. Он заинтересован в том, чтобы выяснить свое прошлое, его прошлое активно врывается в жизнь Ишмаэля и его новой знакомой – все как у Джейсона Борна. Вот только голливудский герой сумел продемонстрировать хоть какие-то чувства, авторы фильма натянули на его ситуацию маломальскую драму и даже трагизм, а у индонезийцев на это умения не хватило. Костыли вроде подружки-врача, спасенной девочки, разъяренной бывшей тут не работают – это в прямом смысле сова костыли, только откинув которые живет на экране герой Уайса.
Поэтому стоит сразу отбросить любые претензии на сценарий и повествовательную линию, направление тут одно – с двух сторон герой и злодей идут навстречу друг другу, сметая все на своем пути, и зрителю предлагается не думать над мотивами, целями и средствами, а смотреть, как красиво на экране ломаются руки и ноги, разлетаются на части черепа и крошится в пыль мебель под могучими кулаками. «Пуля в голове» – бесстыдная ода драке, грязной, болезненной, кровавой. На первом плане здесь стрельба и кулаки, остальное подождет.
Да, нужно признать, постановка боев в фильме выше всяких похвал – оператору и хореографу нельзя не поаплодировать, в фильме много длинных планов, когда актеры наносят друг другу не по одному десятку ударов в весьма высоком темпе, а также невероятных пролетов камеры, кружащей вокруг эпицентра столкновений и влезающий едва ли не между соперниками. Да, порой некоторые кадры хочется сразу пересмотреть, а в определенных моментах остановить просмотр и попробовать представить себе, как это было снято. Но и здесь не обошлось без помарок – частенько авторы «перегибают» и слишком увлекаются «боевыми танцами» и «раскладыванием трупов» в ущерб смыслу и логике. Так, например, из автоматов в фильме стреляют исключительно душевно – в каждую жертву отправляется не меньше рожка патронов, стрелять в новом «Рейде» умеют и любят. Но не все. Скажем, бывшая спутница Ишмаэля Рика, в начале фильма едва ли не с закрытыми глазами расстрелявшая целую банду, затем с трех метров не попадает в скачущего ужаленной обезьяной любимого. Бывает, разволновалась. Ну, а о последствиях драк и перестрелок, которые в реальности выживших отправили бы на больничную койку на месяц-два, и говорить не хочется, это нужно видеть.
Вот и решайте, насколько важно для вас видеть простреленные уши, проткнутый дубинкой рот, вбитые в лицо очки, отрубленные руки и выткнутые глаза. А если в слоу-мо? А если с необычного ракурса? А если на таком уровне экшена, что некогда слюну сглотнуть? «Рейд: Пуля в голове» – зрелище, рассчитанное на весьма специфическую публику, но для этих нескольких тысяч человек в нем есть все что нужно. Осталось найти для себя причины нырнуть в этот мир.
С 20 апреля в кино.