Автор культовых «Репортажей» оглядывается на XX век и констатирует, что эпоха залита кровью и страданиями.
В детстве Нарцису (Ария Бедмар) считали святой, она видела Деву Марию и оберегала родную деревню от авианалётов. Прошли годы, закончилась гражданская война, и сверхспособности девушки, если когда-то и существовали, угасли вместе с боевыми действиями. Спустя несколько лет она приезжает в монастырь учить детей литературе. Если испытательный срок пройдёт нормально, Нарциса и сама станет монахиней — все этого ждут. Но когда девушка начинает слышать голоса, становится понятно, что покой монастырю может только сниться.
Пако Пласа — самый известный испанский режиссёр фильмов ужасов, известность ему принесла франшиза «Репортаж». Вовремя или нет, но всё-таки отпустив найденные пленки, автор остался верен однажды избранному направлению, и все его последующие ленты тоже были хоррорами. «Сестра смерть» — первый опыт сотрудничества Пласы с Хорхе Геррикаэчеварриа, постоянным сосценаристом Алекса де ла Иглесиа, автора, вероятно, самых закрученных европейских картин нынешнего времени — «Дикой истории», «Ведьм из Сугаррамурди», сериала «30 сребреников».
Когда Нарциса только приходит в монастырь, вокруг сразу начинает происходить что-то неладное. К ногам девушки неизвестно откуда прикатываются каменные шарики, в келье сам по себе падает стул, на стене кто-то невидимый рисует виселицу, и, вероятно, он же стучится в дверь по ночам. Любого из перечисленных случаев было бы более чем достаточно, чтобы бежать домой без оглядки и больше никогда не возвращаться в проклятое место, но тогда бы не получилось истории. Да и по законам жанра любое излишне рациональное поведение — самый надёжный путь к гибели. Воспринимая происходящее как анонимный крик о помощи, Нарциса, как Алиса, следует за пусть не кроликом, а каменным шариком и проваливается в пучину видений о том, что творилось в монастыре в годы войны. Ничего хорошего происходить, разумеется, не могло, здание давно и надёжно осквернено и проклято, а все беды монахинь уходят корнями в нежелание помнить о том мрачном периоде.
Геррикаэчеварриа связывает историю монастыря с историей страны в целом, но не останавливается, а ведёт рассказ дальше, от трагедии оккупации к бедам материнства, а затем и к церковным скелетам в шкафах. Метафор раскрывается море, достаётся и республиканцам, и консерваторам, и всем остальным, пытающимся делать вид, будто в 1936-1939 годах в Испании ничего не происходило и надо жить как раньше. На контрасте с огромным количеством стриминговых хорроров, где авторам, кажется, иногда просто лень продумывать объяснение происходящей на экране жути, «Сестра смерть» очень выгодно выделяется. Финальная часть картины так и вовсе разворачивается в двух временных пластах, и ни один из них не выглядит избыточным, ничего подобного в фильмах ужасов последних лет вспомнить не удаётся.
Пласа же в тандеме отвечает за качественную постановку. С одной стороны, не слишком злоупотребляет джампскейрами, с другой — всё-таки гремит мебелью, пугает в темноте жуткими лицами с кровью изо рта и держит марку жанра. Возможно, не на самом высоком уровне, но мыслей о смехотворности происходящего не возникает ни на секунду. Кроме того, съёмки проходили в настоящем монастыре XIV века, что тоже не могло не сказаться на результате.
«Сестра смерть» была выпущена на Netflix аккурат под Хэллоуин с понятными маркетинговыми целями, премьера фильма прошла на фестивале в Ситджесе всего лишь несколькими неделями ранее. Конечно, Hermana Muerte не самый исключительный представитель жанра в 2023 году, что особенно заметно на фоне, к примеру, «Одержимых злом» — тоже испаноязычных, тоже выходящих в цифровой прокат в конце октября. Но в итоговые списки лучших хорроров уходящего года он должен войти обязательно, благо откровенно слабых мест у нового фильма Пако Пласы нет.