Завораживающий феномен перемены восприятия жизни в зависимости от точки зрения на нее, запечатленный в сложных отношениях актрисы с окружающими миром
Находящаяся на пике популярности актриса Мария Эндерс получает неожиданное предложение. Когда-то она громко заявила о себе в театре и кино исполнением роли юной соблазнительницы Сигрид, очаровавшей свою начальницу и затем жестоко разорвавшей отношения, теперь же молодой режиссер предлагает Марии принять участие в ремейке экранизации пьесы, но исполнить уже роль жертвы юной прелестницы – владелицы катящегося в пропасть предприятия Елены. Многим обязанная своей первой большой роли актриса начинает готовиться к репетициям и очень скоро ощущает на себе то, как за двадцать лет изменилось ее отношение к героям, к самой себе, к актерской профессии, к собственному прошлому и настоящему…
Прямо скажем, далеко не всякий фильм, в котором причастные к созданию кино люди пытаются рассказать о свой профессии, получается хорошим. Причин этому много: кто-то скатывается в умничание, кому-то кажется, что ничего важнее творческих мук нет, и ими обязательно нужно «помучить» и зрителя, но большинство таких лент просто превращаются в поверхностное самолюбование. Рецепт хорошего кино о кино, собственно, тоже лежит на поверхности – во главе истории должен быть человек, а не его место в съемочной группе, только отшлифованная живым характером профессия может стать дополнительной гранью алмаза. К счастью, именно с таким тонким, умным фильмом мы и имеем дело при просмотре драмы «Зильс-Мария».
К картине Ольвье Ассаяса подходить с наскока не стоит, постановщик долго расставляет фигуры на шахматной доске своего фильма, и это может «выбесить» нетерпеливого зрителя. Но лишь стоит прочувствовать пространство героев, событий и декораций, как появляется ощущение глубины и невероятного объема, заключенного всего в нескольких персонажах. Слой за слоем перед нами открывается главная героиня – Мария, катализатором ее «обнажения» служат то ассистентка, почти невидимой тенью следующая за актрисой по пятам, то старый знакомый – коллега по сцене, некогда очаровывавший своей внешностью, а теперь «сыплющий песком», то юная старлетка, больше увлеченная набором популярности через скандальные ролики в ютубе, чем серьезной сценической игрой. Когда зритель наконец видит в Марии не только имя с афиши, а еще и женщину, достигшую уровня, возраста, опыта и делающую шаг в неизвестность, тогда и начинается настоящая драма.
Особенное восхищение вызывает тот факт, что идею сценария Ассаясу подбросила именно Жюльет Бинош, именно ей пришла в голову такая простая, но в то же время изящная мысль: показать перемены характера, взросление, насыщение опытом через смену ролей в одной конкретно взятой пьесе. Вчера ты играешь юную прелестницу, ты вертишь миром и повелеваешь отпускающими в твой адрес похотливый взгляд коллегами и зрителями, а сегодня, будь добр, сыграй вторую сторону медали – жертву увлечения чужой молодостью, теряющую влияние бизнесвуман, брошенную, растерзанную горькой обидой одиночку. Зритель может принять такую перемену, больше того, это даже вызывает живой интерес, скандал, сенсацию, но каково самой актрисе? Каково расписаться в том, что ты уже не молода? Каково принять то, что есть куда менее талантливые, но значительно более успешные юные девочки, претендующие на твою звездную роль? Каково понять, наконец, что все то, что ты презирала в антагонистке в восемнадцатилетнем возрасте, к сорока настигло тебя и накрыло с головой?
И это лишь главное полотно сюжета. А ведь к нему примыкают недвусмысленные, трогательные и в чем-то единственно искренние в жизни героини отношения с ассистенткой Вэл, молодой, своенравной и не обделенной талантом и ярким характером. А сверху еще накладываются поиски себя в новом мире, мире, где в кино требуются актрисы для исполнения ролей киборгов, супергероев и призраков, в то время как Мария не понимает, как такие фильмы вообще можно воспринимать всерьез. Да что там, вокруг и с романтикой что-то случилось – Мария много вспоминает о воздушности своих отношений с мужчинами и сравнивает их с современным потоком измен и встреч на одну ночь.
Великолепный бенефис Жюльет Бинош, тонко ощущающей тот самый метафорический момент формирования облаков из титульного оригинального названия, преодолевающих горную гряду и накрывающих долину. Возраст не щадит женщин, особенно жесток он к актрисам, беспощаден к таланту, суров к внешности, и преодоление той черты, за которой артистка перестает играть невест и начинает играть свекровей, может стать самым серьезным испытанием в жизни. Бинош преодолевает эту черту на наших глазах. Не без помощи Стюарт, которую нельзя упрекнуть в «Зильс-Марии» ни единым словом. Не без подачи со стороны «оторвы» Хлои Морец, переигрывающей, но от этого становящейся лишь «убийственнее». Не без стараний Ассайяса – необыкновенно четко прочувствовавшего женщину, со всеми ее внутренними «тараканами». Восхитительное, многослойное, по-женски трудночитаемое кино о принятии своего места в жизни.