Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Как «Игра в кальмара», только лучше: 5 причин посмотреть «Королевскую битву»

В повторный российский прокат выходит беспощадная и опередившая своё время «Королевская битва» японского классика жанрового кино Киндзи Фукусаку. Рассказываем, почему игра на выживание на острове стоит вашего внимания и почему фильм ничуть не устарел.

Добавить в закладки
Как «Игра в кальмара», только лучше: 5 причин посмотреть «Королевскую битву»

Кровавая игра на выживание

В будущем из-за экономического кризиса 15% населения Японии — части тоталитарного государства Великая Восточная Азия — лишились работы. Ученики бойкотируют школы, начинаются волнения. В целях стабилизации правительство запускает радикальный общеобразовательный проект «Королевская битва», отказаться от участия в котором невозможно.

В конце учебного года случайный выбор падает на ничего не подозревающих девятиклассников. Под предлогом экскурсии 42 школьника вывозят на остров посреди океана и сообщают, что начинается «Королевская битва». Это игра на выживание, в которой побеждает только один подросток. Если за 72 часа чемпион не будет выявлен, надетый на каждого ошейник взорвётся. Все правила с видимым удовольствием объявляет бывший классный руководитель девятиклассников Китано (Такеши Китано). Каждые 6 часов по громкоговорителю он возвещает о новых потерях и числе оставшихся в игре. Вопросы задавать можно, убежать нельзя.

В основе картины Киндзи Фукусаку одноимённый роман Коусюна Таками, издававшийся на русском языке. Японский режиссёр за свою карьеру снял более 60 фильмов. Когда на экраны вышла «Королевская битва», ему было 70. Но только на рубеже веков к Фукусаку пришла международная слава.

И, несмотря на преклонный возраст режиссёра, у автора получился залихватский и изобретательный фильм на стыке фантастики, хоррора, триллера, боевика и приключений. Да ещё и в джунглях. На пустые разговоры здесь почти не размениваются, а ради победы в ход идут ножи, автоматы, арбалеты и даже яд.

Такеши Китано в роли Китано на кадре из фильма «Королевская битва»

Такеши Китано в роли Китано на кадре из фильма «Королевская битва»
Кино, предвосхитившее «Голодные игры» и «Игру в кальмара»

Главным хитом Netflix прошлого года стала «Игра кальмара». И это, пожалуй, наиболее близкий последователь «Королевской битвы». Нет, картина Фукусаку не является пионером жанра игры на выживание. До неё на экраны выходили «Самая опасная игра» Ирвинга Пичела и Эрнеста Б. Шодсака (кстати, съёмки проходили в декорациях будущего «Кинг Конга»), «Охота на индюшек» Брайана Тренчард-Смита, «Карающая сила» Сэма Фёрстенберга или «Бегущий человек» Пола Майкла Глейзера с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Но всё это в сравнении с «Королевской битвой» фильмы вегетарианские, да ещё и зажатые в жанровых рамках боевика или хоррора. Как и «Игра в кальмара», картина впечатляет своей жестокостью и вседозволенностью. Но если сериалу нужны длинные флешбэки и попытки хоть как-то описать характеры героев и дать предысторию, то «Королевская битва» — азиатский экстрим, лишённый всего наносного и чуждого. Не зря же Квентин Тарантино не раз называл «Битву» среди своих любимых лент.

С «Голодными играми» фильм Фукусаку роднит юный возраст участников. Никто из них даже и пожить-то нормально не успел, а уже пора умирать. Этот фактор оказывает на зрителей шокирующий эффект, ведь страшно представлять, что ты или твои дети могут участвовать в подобной игре. Но, конечно, «Голодные игры» — продукт голливудский, а потому убить 40 подростков за пару часов на экране продюсеры и сценаристы не могут. Реальный экшен и разлетающиеся на мелкие кусочки головы заменяются сентиментальными разговорами и слезами.

«Королевская битва» доказала, что игра на выживание с высоким уровнем жестокости может быть популярна, а потому дала карт-бланш творцам следующих поколений. Особенно у киноделов развязаны руки, если в фильме или сериале нет голливудских звёзд, а бюджет не составляет 100 миллионов долларов или больше.

Кадр из фильма «Королевская битва»

Кадр из фильма «Королевская битва»

Радикальное решение проблемы подростковой жестокости, но не только

В исходном романе Косюна Таками изображён тоталитарный мир будущего, в фильме же пролог короткий, Фукусаку спешит на остров: объяснение новаторской педагогики и состояния страны в целом режиссера интересует мало. «Королевская битва» — редкий случай, когда вроде бы не прописанный мир только играет ленте на пользу. С первых же минут зритель гадает, почему вообще показывают происходящее на экране. Когда нет никаких внятных объяснений, фильм становится не только абсурдно жестоким, но и многогранным.

«Королевская битва» вышла в 2000 году, когда мир сходил с ума из-за надуманной проблемы Миллениума. В это же время постепенно в обычную жизнь начали входить компьютерные игры. В фильме трудно не усмотреть мотив размывания границы между реальным и виртуальным мирами, поэтому и убивать-то так легко, а кому-то даже весело. Но столь однобокий пенсионерский подход смотрелся бы смехотворно, поэтому японский режиссёр на морализаторстве не останавливается. Подростки не только любят видеоигры, но и жестоки по своей природе. В «Королевской битве» школьный буллинг перенесён на остров и доведён до предела, легализован.

На экране всего лишь один взрослый — бывший классный руководитель Китано (безликих солдат в форме в расчёт не берём), и с подростками учитель разговаривает исключительно на языке силы, ни о каком диалоге речи не идёт. Разрыв между поколениями настолько велик, что взрослые побаиваются детей. Чтобы обезопасить себя, родители готовы отправить мальчиков и девочек на далёкий остров — да пусть они там сами друг друга поубивают, ничего страшного. Фукусаку фиксирует разобщённость и растерянность японского общества, для которого традиционным является уважение к старшим. В «Королевской битве» ситуация обратная.

С другой стороны, фильм Фукусаку — история жестокого взросления. В сжатые сроки немногие выжившие школьники (а может, их и вовсе не будет) быстро выучат суровые законы жизни: каждый сам за себя, никому доверять нельзя.

Кадр из фильма «Королевская битва»

Кадр из фильма «Королевская битва»

Остров и джунгли как идеальная локация для экшена

Задумка выглядит как формальный киноэксперимент: несколько десятков человек в замкнутом или ограниченном пространстве начинают друг друга планомерно истреблять. Сегодня зачастую режиссёры избирают для этих целей офис — место силы корпоративной культуры, которое убивает в сотрудниках всё живое и превращает в роботов, которые каждый день приходят на работу и без сил возвращаются домой после захода солнца. Вспомним хотя бы «Эксперимент Офис» или «Офисный беспредел».

Фукусаку выбирает остров с джунглями неслучайно. Во-первых, это отдалённое от цивилизации место, которое лишний раз доказывает участникам, что все попытки в ближайшее время вернуться домой тщетны. Придётся вам, ребята, поиграть. Во-вторых, локация напоминает бездушные реалити-шоу, в которых участники проходят испытания (лазают по канатам, преодолевают полосы препятствий и скачут по брёвнам). В-третьих, подростки, бегающие с автоматами и холодным оружием по тропическому лесу, заставляют зрителей вспомнить олдскульные боевики с крутыми парнями — «Коммандос» или «Хищника». В-четвёртых, существует большой пласт военных фильмов про Вьетнам, в которых за каждым кустом скрывался враг. По точно такому же принципу построена и «Королевская битва», только ещё вчера соперник был другом. Но если стартовало соревнование не на жизнь, а на смерть, то все прошлые связи обрываются.

Заодно Фукусаку все вышеперечисленные жанры деконструирует, изменяет их правила, над некоторыми посмеивается. Нет, он придумал что-то новое, долой ассоциации.

Кадр из фильма «Королевская битва»

Кадр из фильма «Королевская битва»

Такеши Китано в роли ведущего-садиста

Бывший комик и телеведущий Такеши Китано к 2000-му уверенно переквалифицировался в большого режиссёра. Он уже снял «Сонатину», «Фейерверк» и «Кикуджиро». За «Фейерверк» Китано удостоился «Золотого льва» Венеции. И до, и после в своих фильмах он часто играл полицейских или якудза. У других же режиссёров кинематографист снимался не так часто, хоть первой большой ролью Такеши и была работа в военной драме Нагисы Осимы «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс».

У Китано уже сложился определенный образ, и учитель-садист в него вроде бы никак не вписывался. Но бывший классный руководитель, а ныне ведущий игры на выживание в его исполнении не так-то прост. Даже в самые мерзкие мгновения, когда он стравливает или даже убивает детей, Китано остаётся Китано: Такеши невероятно харизматичен, мастерски травит шутки на грани фола и вызывает странную симпатию. Это сломанный человек: наверняка у героя за плечами какая-то психологическая травма. Китано, в том числе за счёт своего бэкграунда и комедийного таланта, наделяет персонажа глубиной. Он не кукла из «Игры в кальмара» или просто голос из громкоговорителя. Что-то привело учителя на этот остров, в моральном плане это суицидальная миссия: как и для детей, для него нет обратной дороги.

Такеши Китано в роли Китано на кадре из фильма «Королевская битва»

Такеши Китано в роли Китано на кадре из фильма «Королевская битва»
Текст: Максим Ершов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?