Не до конца продуманная российская комедийная мультсказка о красавице-принцессе, которую превратили в дракона
Не до конца продуманная российская комедийная мультсказка о красавице-принцессе, которую превратили в дракона.
Принцесса Варвара считается первой красавицей в своем королевстве. Все мужчины обращают на нее внимание, а она мечтает, чтобы ее полюбили не за красоту, а за ум. Поэтому Варвара отвергает всех женихов. Когда она смеется в лицо королевскому чародею, предложившему ей замужество, разъяренный волшебник превращает девушку в огнедышащего дракона. Ошарашенная Варвара сбегает из дворца, и ее отец-правитель обещает выдать дочь за того, кто ее вернет. Среди прочих на поиски отправляется царевич Иван из соседней страны, который, как и Варвара, живо интересуется наукой и изобретательством. По пути Иван встречает принцессу-дракона, и та обещает ему помочь. Варвара не может признаться, кто она такая, поскольку таково одно из правил наложенного на нее проклятия. Другое правило гласит, что девушка будет расколдована, если ее полюбят такой, какой она стала.
Рассматривая постер нового российского мультфильма, можно предположить, что студия «Мельница» на Новый год выпустила сразу две ленты. Но нет, питерцы, как обычно, довольствовались одним мультфильмом «Три богатыря и принцесса Египта». Сказка о царевиче Иване и принцессе Варваре – это рисованный дебют московской студии «Кинофирма» и полнометражный дебют режиссера-аниматора Артема Лукичева, который в 2012 году получил премии фестивалей духовно-нравственного кино «Золотой витязь» и «Лучезарный ангел» за короткометражную ленту «Братья».
Шесть лет назад Лукичев занимался соединением анимации и иконописи. Теперь у него иные, куда более коммерческие интересы. Как и мультфильмы «Мельницы», «Чудо-Юдо» – красочная комическая сказка с множеством постмодернистских шуток и нарочитым смешением эпох. В ее мире Баба-яга сосуществует с радиоприемником, а говорящий дракон – с воздушным шаром и мотоциклом. Это бойкая и занятная картина, которая использует традиционные сказочные идеи и дополняет их неожиданными сюжетными и визуальными находками.
К сожалению, первый блин Лукичева в новом жанре получился комковатым и подгоревшим. Картина неплохо придумана в целом, но не в деталях. Так, например, логика романтико-комедийного сюжета, положенного в основу сценария, требует, чтобы царевич и дракон как можно больше времени провели вместе, как следует друг друга узнали и пережили массу приключений. Картина же вскоре после начала повествования надолго разлучает Ивана и Варвару, чтобы показать, как царевич в одиночку выполняет поручения Бабы-яги, которая взяла дракона в заложники. Получается, что приключения продолжаются, но основной сюжет останавливается, а Варвара оттесняется в фон повествования.
Куда лучше было бы придумать побольше совместных подвигов, которые бы позволили героям в полной мере оценить внутренние достоинства друг друга – ум, смелость, предприимчивость и так далее. Иначе получается, что любовь Ивана и Варвары рождается почти что на пустом месте. Да, до и после Бабы-яги персонажи путешествуют вместе, но этого недостаточно для кульминационного признания.
Также в «Чуде-Юде» проблема с юмором. В мультфильме немало шуток и гэгов, но набитый детьми зал засмеялся лишь пару раз. Большинство приколов не вызвало даже детских улыбок. Возможно, это была неправильная публика. Но и без проверки на малышах видно, что юмору «Чуда-Юда» недостает остроумия и комической подачи – той, что превращает забавные моменты в уморительные.
Наконец, анимация мультфильма не так отточена, как хотелось бы. Вряд ли дети это заметят, но насмотренный взрослый взгляд разглядит, что «Чуду-Юду» не помешал бы дополнительный проход напильником.
Для первого мультфильма в непростом жанре это простительные недостатки, но «Кинофирме» и Лукичеву есть над чем работать. Будем ждать новых, более умело созданных произведений.
С 1 января в кино.