Рядовой триллер на один просмотр, поначалу пытающийся казаться оригинальным
Рядовой триллер на один просмотр, поначалу пытающийся казаться оригинальным
Недалекое будущее. Власти США нашли эффективный способ борьбы с социальными проблемами: одну ночь в году гражданам разрешается убивать друг друга, и те с азартом снимают стресс при помощи автоматов и бейсбольных бит, чтобы наутро вступить в новый рабочий год посвежевшими и отдохнувшими. В одном образцовом буржуазном семействе очередная судная ночь началась с милосердия, грозящего настоящей катастрофой.
Избалованный мальчик из богатой семьи сжалился над пробегавшим мимо чернокожим незнакомцем и впустил того в хорошо защищенный родительский особняк. Группа юных, жаждущих крови аристократов вежливо попросила хозяина выдать беженца обратно, обещая в случае отказа перебить вообще всех присутствующих. Незнакомец тем временем как следует спрятался.
Издалека «Судная ночь» может показаться довольно многоуровневым произведением. Тут вам и социальная критика, и отповедь звериной природе человека, и даже очевидная библейская символика. Первые полчаса режиссер и сценарист Джеймс ДеМонако действительно задает вопросы и даже делает вид, что ищет ответы, но затем антропологические эксперименты как это часто бывает, разбиваются о раз и навсегда прописанную механику жанра. Герои резко перестают быть собой и принимаются рациональничать, вместо того чтобы биться в истерике, и философствовать, когда впору с боевым кличем палить из всех орудий. Нет, разумеется, Итан Хоук с его интеллигентным лицом совершенно неподражаемо всаживает в спины взломщиков пожарный топор, а Лина Хиди чувственно ковыряется отверткой в ране привязанного к стулу недруга. Просто, чтобы снять такое кино, необязательно было городить целую антиутопию и заселять ее молодыми маньяками из кубриковского «Заводного апельсина».
Еще сильнее смущает воспитательный аспект – вместо того чтобы наброситься на заварившего всю эту кашу идиота-отпрыска, достопочтенная семейка принимает его выходку как должное.
В результате так старательно транслируемое авторами с экрана «не убей» уступает пальму первенства совсем другой заповеди: «В строгости расти детей своих, иначе пожрут они все, что произрастает в саду твоем».