Впечатляющая артхаусная драма о страданиях женщины, преданной близкими и запертой в психбольнице
Южная Франция, 1915 год. Страдающая паранойей скульпторша Камилла Клодель (Бинош) вот уже второй год живет в психиатрической лечебнице. Хотя она заметно адекватнее прочих пациенток, врачи и медсестры не делают для нее никаких поблажек, и Камилла страшно мучается вдали от родных, друзей и парижской мастерской. Единственная отдушина в ее жизни – редкие визиты младшего брата Поля (Венсан). Который, собственно, и запер сестру в больнице, когда умер их отец.
Одна из ключевых медицинских истин гласит, что больных лучше держать порознь. Ведь пациенты обычных больниц друг друга заражают, а пациенты «психушек» друг друга раздражают. Даже здоровому человеку трудно провести несколько часов в обществе шизофреника или аутиста. А каково человеку с расшатанной психикой в окружении душевнобольных? Именно поэтому для сознательного психиатра продолжительная госпитализация – крайняя мера. В начале XX века, однако, сознательных психиатров было мало. Очень мало.
В то время на Западе многие психбольницы зарабатывали тем, что годами держали взаперти женщин, провинившихся перед семьями. Одной из таких несчастных была Камилла Клодель – ученица, любовница и муза Огюста Родена, автора «Мыслителя». Когда отношения Камиллы с мэтром завершились, женщину признали талантливой скульпторшей в своем праве, и в начале XX века ее работы неплохо продавались. Позднее, однако, Камилла пережила нервный срыв, и родные воспользовались этим, чтобы сплавить «блудницу» в желтый дом и держать ее там до самой смерти. Хотя врачи считали, что женщина может и должна жить самостоятельно.
Если вышедший в 1988 году и номинированный на два «Оскара» фильм Брюно Нюиттена «Камилла Клодель» рассказывал о романе героини с Роденом, то картина Брюно Дюмона посвящена жизни Камиллы в больнице. При этом лента лишена артхаусного хулиганства и заигрывания с абсурдом, которые встречались в предыдущих творениях Дюмона («Жизнь Иисуса», «29 пальм», «Фландрия»). Новая «Камилла» – это реалистичное и минималистское изображение страданий нестабильной, но сравнительно здравомыслящей женщины, которая вынуждена прозябать в паноптикуме. Постоянные крики, стоны, смех без причины, искаженные уродством лица, бессмысленные прогулки, прием ванны у всех на виду и даже вечно шелестящий листвой ветер…Лечебница, показанная в фильме, как будто специально построена и организована, чтобы бесить и угнетать пациентку вроде Камиллы. Которой там явно нечего делать.
Ранние фильмы Дюмона можно было упрекнуть в любимом артхаусном грехе – затянутости. Действие «Камиллы» тоже развивается с черепашьей скоростью, но здесь это абсолютно оправдано. Чем сильнее раздражает тягучесть повествования, тем проще осознать, какой пыткой было прожить годы и десятилетия в таком ритме. И тем проще возненавидеть напыщенного индюка Поля, который так уверен в своей фарисейской непогрешимости, что, зайдя в храм, не слушает наставления кюре, а сам читает священнику лекцию о пути к Богу.
Отличная игра Жан-Люка Венсана! Хотя главная звезда картины – это, конечно, безупречная и потрясающая Жюльет Бинош.