Своеобразная, но заставляющая задуматься трагикомедия о мужчине, который пытается воспитать своих детей в отрыве от общества
Бен (Вигго Мортенсен) и его жена растят шестерых детей в лесу, вдали от цивилизации. Они учат ребят охотиться и выживать, преподают им языки и науки, воспитывают в детях презрение к капиталистическому строю, потребительскому обществу и организованной религии. Ребята обязаны читать классические книги, и им запрещается слушать современную музыку и смотреть телевизор. Когда у жены Бена обостряется психическое заболевание, женщине приходится лечь в больницу. Вскоре после этого она совершает самоубийство на почве депрессии. Хотя покойная была буддисткой, состоятельные родители хотят похоронить ее по христианскому обряду. Они запрещают Бену появляться на похоронах, угрожая, что подадут на него в суд и отнимут детей. Тем не менее Бен после долгих раздумий решает, что все же должен привезти ребят на похороны. Так что семья отправляется в путешествие на своем походном автобусе.
В сложных и неоднозначных картинах порой бывают мета-сцены, в которых режиссеры устами персонажей прозрачно намекают, какие мысли пытаются донести до зрителей. Есть такая сцена и в «Капитане Фантастике» – артхаусной трагикомедии второстепенного актера Мэтта Росса, который в последнее время с успехом пробует себя в режиссуре и сочинении сценариев. Этот эпизод, где дочь Бена рассказывает отцу, что она думает по поводу «Лолиты»: «Это книга, которая заставляет сочувствовать педофилу. Я сопереживаю ему, хотя ненавижу его за то, что он делает».
Это отличный анализ «Лолиты», который подходит и к «Капитану Фантастику». Картина не скрывает, что то, что Бен делает со своими детьми, в основе своей чудовищно. Проблема не в том, что герой учит ребят дома, таскает малышей в опасные альпинистские походы и заставляет их праздновать день Ноама Хомского (видного лингвиста и философа) вместо Рождества. Этим в Америке никого не удивишь – в Штатах детей растят кто во что горазд. Истинное преступление Бена в том, что он поселил ребят там, где им не с кем общаться, кроме друг друга и родителей. Даже в поселках тоталитарных религиозных культов обычно есть другие семьи и другие дети. На земле Бена же нет никого, кроме оленей, на которых ребята охотятся с ножами и луками.
Какой смысл учить детей языкам, если попытки старшего из сыновей заговорить с девушками оканчиваются унизительными фиаско? Парень не может найти с ними общий язык, потому что он никогда толком не общался даже с кузенами – что уж говорить о посторонних людях! Социализация – основа общества, а Бен учит ребят лишь тому, как не привлекать внимание полиции и службы опеки.
Тем не менее мужчина не вызывает желания сделать ему смертельную инъекцию. Наоборот, «Капитан Фантастик» показывает «обычную» Америку с пренебрежительной точки зрения семьи Бена («Почему все эти люди такие толстые?») и уверяет, что Бен – любящий и заботливый отец, а также настоящий мужик с твердыми убеждениями. Да, он далеко не идеален, и его воспитание экстремально. Но как приятно видеть ребят, которые разбираются в литературе, а не в лифчиках звезд Instagram!
Чтобы подчеркнуть человечность и добродушие Бена, картина организует для него «кризис веры», во время которого герой начинает сомневаться в своих методах. Против Бена восстает не только его властный тесть, но и старшие сыновья, один из которых хочет учиться в колледже, а другой – жить «нормальной» жизнью в доме дедушки и бабушки. Не будем говорить, как фильм заканчивается, но отметим, что это счастливая концовка для всех, включая главного героя.
Иными словами, это кино не про основателя тоталитарного культа, который заслуживает презрения и ненависти, а про причудливого, но сердечного родителя, который заслуживает понимания и сочувствия. Или все-таки нет? Может быть, Росс, как некогда Набоков, заставляет зрителей увидеть мир с «неправильной» точки зрения, которую автор заведомо не разделяет? Отсылка к «Лолите» допускает и такую трактовку, и эта двойственность придает ленте пикантности.
Чтобы зрители в полной мере сжились с семьей Бена, картина проводит первые полчаса в глуши и лишь затем отправляет героев в путешествие, на встречу с родными и случайными прохожими. Основной конфликт ленты разгорается еще позже – после того как Бен в середине картины произносит пламенную речь на похоронах. Так что это не кино для торопыг. Как и многие артхаусные драмы, «Капитан Фантастик» требует терпения и вдумчивости. Впрочем, «скучным» его не назвать, поскольку за воспитанием по методу Бена и за проявлениями этого воспитания забавно и интересно наблюдать, даже если с героем ни в чем не согласен.
Кстати, ни в чем не согласиться с Беном будет нелегко, поскольку Росс соединил в голове главного героя как левые, так и правые взгляды. Поэтому почти каждый может найти среди них что-то себе по душе. Одним приглянутся уроки выживания, вторым – совместное музицирование, третьим – упор на фундаментальные науки, четвертым – яркие наряды персонажей, пятым – абсолютная честность Бена с детьми, а шестым – то, как слаженно ребята дурят полицейских. С другой стороны, это разнообразие также гарантирует, что никто не согласится со всем, что Бен проповедует. Разве что в зале окажется брат-близнец героя из реальной жизни.
К сожалению, картина даже не пытается быть по-настоящему умной. В фильме нет ни одного диспута о достоинствах и недостатках тех или иных идей, хотя Бен настаивает на ценности обсуждений и даже в определенный момент предлагает провести семейный диспут о том, какие праздники лучше справлять. В конце концов все решения в «Капитане» принимаются эмоционально, а не рационально, что воспринимается как разочаровывающее самопредательство. Как говорится, «взялся за гуж…». Правда, Росса можно оправдать тем, что в американском разделении на либералов и консерваторов куда больше эмоций и слепой веры, чем научно выверенных выкладок. Так что неудивительно, что герои провозглашают одно, а действуют совсем иначе.
Напоследок надо сказать, что Вигго Мортенсен с бородой поразительно убедителен в роли Бена и что он безупречно изображает этого сложного персонажа, постоянно находя его новые оттенки. Мы не удивимся, если на будущий год увидим имя Мортенсена в номинации на «Оскар». Хороши и юные актеры, играющие его детей, – особенно Джордж МакКей в роли старшего сына, который разрывается между верностью отцу и желанием уехать в университет. Да и вообще – в фильме нет плохо сыгранных ролей и неудачно подобранных актеров. А это, бесспорно, большое достоинство для разговорной семейной драмы, которая хоть и отличается красивой картинкой французского оператора-постановщика Стефана Фонтена (двукратного лауреата «Сезара»), но все же стоит не на изображении, а на актерской игре и провокационных идеях.
С 11 августа в кино.