![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Жесткий прибалтийский криминальный фарс, в котором литовцы, поляки и русские объединяются, чтобы навалять англичанам
Жесткий прибалтийский криминальный фарс, в котором литовцы, поляки и русские объединяются, чтобы навалять англичанам.
Ограбив подпольное казино знаменитого лондонского «авторитета» (Винни Джонс), трое бандитов и их приятель, служащий в почетном карауле королевы, сбегают из страны с целой сумкой купюр. Они покупают билеты в Малайзию, но из-за извержения исландского вулкана их самолет приземляется в Вильнюсе. Там денежных англичан тут же берут в оборот местные проститутки, гангстеры, полицейские и прочие сомнительные личности, мало кто из которых говорит по-английски. Тем временем опозоренный «авторитет» тоже прилетает в Литву, чтобы отнять украденное и поквитаться с обидчиками.
Если верить туристическим путеводителям, Литва – самая скучная из трех прибалтийских государств бывшего СССР, и летать туда стоит тем, кто хочет отдохнуть от современных «круглосуточных мегаполисов» и насладиться тишиной и спокойствием на фоне природы. Так это или не так, мы, честно говоря, не знаем. Зато мы знаем, что автор литовских триллеров Эмилис Веливис с этим категорически не согласен. В его новой, на сей раз совместной с британцами криминальной ленте Вильнюс предстает столицей угара и кутежа, где легко расстаться с деньгами и еще проще – с жизнью.
Где бы несчастные главные герои ни оказывались, они всюду нарываются на неприятности. Проститутки-клофелинщицы, полицейские-грабители (одного из них сыграл наш Артур Смолянинов), развратный католический священник, польские работяги с пудовыми кулаками, сельский литовский «авторитет», здоровенная бабища которого мечтает стать кинокритиком… И русские пограничники на БТРе, на которых британцы нарываются, когда пытаются сбежать из окружающей их бессмысленной и беспощадной Литвы и случайно пересекают нашу границу. Веливис все сестрам раздает по серьгам, и если бы его картина была хоть чуточку серьезной, у литовской критики были бы все основания заклеймить «Занесло» за наглое очернительство. В самом деле, в фильме нет, кажется, ни одного положительного литовского персонажа! Кроме девушки на гостиничном ресепшене, которая не делает ничего плохого, поскольку у нее всего пара реплик и никаких существенных действий.
К счастью, уже через несколько минут после начала картины становится ясно, что это никакой не триллер и не, упаси боже, литовский «Левиафан», а нарочито карикатурный фарс пополам с «черной комедией». Кроме того, да, литовцы в «Занесло» предстают паноптикумом монстров, но и «понаехавшие» англичане оказываются не лучше. Поскольку они все-таки не простые туристы, а лондонские бандюки. Тот же персонаж Винни Джонса даст фору всем литовцам в фильме, включая вышеупомянутого местного «авторитета» с целым взводом вооруженных ружьями подельников. Так что безумие и жестокость в картине обоюдные – и зачастую весьма нелепые и смешные, как и положено удачной и экстремальной криминальной комедии.
Другое дело, что даже фильму, который держится на абсурде и шутках, нужен динамичный сюжет. Сюжет же «Занесло» фактически исчерпывается в тот момент, когда главные герои приземляются в Вильнюсе. После этого их просто несет по течению, от одной безумной ситуации к другой. Мало того, герои почти сразу же расстаются, и зрителям приходится отслеживать несколько «потоков» событий, отчего лента становится не только бессюжетной, но еще и сумбурной, а потому – раздражающей. Получается парадокс. С одной стороны, над «Занесло» смеешься во весь голос. А с другой стороны, хочешь выйти из зала, вернуться домой и посмотреть «Большой куш» или какую-нибудь еще криминальную ленту, где к юмору и насилию прилагается лихо закрученная интрига. Впрочем, ради возможности полюбоваться на невероятные приключения англичан не в Лондоне, а в Литве можно простить Веливису, что его картина задорная, но не захватывающая.