Слабая сценарием и не скрывающая отсутствие заинтересованности актеров криминальная комедия привлекает наличием звезд, но удовольствия, как дешевая бижутерия, не доставляет
Слабая сценарием и не скрывающая отсутствие заинтересованности актеров криминальная комедия привлекает наличием звезд, но удовольствия, как дешевая бижутерия, не доставляет.
Пара незадачливых британских аферистов, Харриет и Питер, живут от одной мошеннической сделки до другой, но однажды они переходят дорожку не тем людям и становятся должниками русской гангстерши Ирины. Отчасти спасаясь от преследований, отчасти пытаясь найти деньги на оплату долга, парочка отправляется из Лондона в Лос-Анджелес, где Питер встречает старинную подругу Джеки, ведущую светскую жизнь со своим женихом, знаменитым режиссером, претендующим на «Оскар» и оттого возомнившим себя богом. На руке Джеки Харриет примечает кольцо с дорогим бриллиантом – им-то она и решает откупиться от Ирины. Но прежде чем украшение станет платой за жизнь аферистов, его нужно стащить с пальца капризной светской львицы, так что Питеру приходится притвориться, что он снова влюблен в свою бывшую.
Денег, как известно, по крайней мере двум персонажам из знаменитой рекламы, много не бывает, но тяга к ним велика во все времена. Еще сильнее тяга к халяве или быстрому заработку, который практически невозможен без мошенничества или нарушения законов, но литература и кино так романтизировали всех этих «охотников за богатствами», что зритель спокойно воспринимает грабителей, аферистов и даже убийц в статусе главных «героев» – лишь бы они были симпатичны, остры на язык и отличались умом и сообразительностью. Криминальные комедии действительно пользуются большим спросом, но далеко не всем им удается стать настоящими хитами, больше того, часто авторов банально подводит вкус, и тогда изящное ограбление или элегантный финт, результатом которых должен стать большой куш, превращаются в мучение для зрителей.
У проекта под названием «Аферисты поневоле» были все шансы если не стать картиной уровня «Одиннадцати друзей Оушена» или «Как украсть миллион», то хотя бы встать в один ряд с достойными представителями жанра, но, как это часто бывает в фильмах об ограблениях, что-то пошло не так. Блистательный актерский состав выступил тускло, сюжет быстро скатился к какой-то невнятной каше, а элегантность как ветром сдуло – на выходе получилось никчемное кривляние, смотреть на которое просто больно. И «поблагодарить» за впустую потраченные часы зрителям стоит сценариста и режиссера Джеймса Окли, его руками операция по похищению кольца с бриллиантом оказалась полностью провалена.
Проблемы у фильма, впрочем, начинаются с первых же кадров – как ни стараются Тим Рот и Ума Турман, интересных персонажей в кадре им создать не удается, Питер и Гарри не воспринимаются живыми людьми, они выглядят усталыми притворяющимися актерами, которые не понимают, почему согласились ввязаться в это непотребство. Конечно, природной харизмы и обаяния не отнять ни у того, ни у другой, Рот, например, забавно закатывает глаза, а Турман по-прежнему приковывает к себе взгляд каждый раз, как появляется перед камерой. Но одного этого любования даже самыми лучшими актерами недостаточно для того, чтобы фильм стал интересным. Нужен сюжет.
Но сюжета нет. Точнее, он есть, но лучше бы Рот, Турман и все остальные просто сидели бы за одним столом и улыбались. История аферы четы Фокс слишком проста, чтобы удивить, но одновременно скучна и бестолкова – герои бросаются из крайности в крайность, придумывают самые глупые способы добраться до цели, демонстрируют необыкновенную неповоротливость и отсутствие любых навыков, которыми должен обладать мошенник. Ну не считать же за мастерство банальное воровство денег из открытой сумки, с которого и начинаются все проблемы героев.
Однако даже самый слабый сюжет можно как-то «раскачать» ударными диалогами, лихим экшеном, уморительными шутками или неожиданными деталями, но «Аферисты» в этих компонентах выступают еще хуже, чем в «обязательной программе» – в любой непонятной ситуации, а таких в фильме «более 9000», авторы просто заставляют героев пить. Наверное, в сценарии это смотрелось забавно, но на экране очень быстро превращается в назойливый штамп. Про диалоги нечего и говорить, они вызывают лишь оскомину и головную боль – герои словно специально тратят наше время, меля чушь, ничуть не касающуюся происходящего на экране.
И все же, безусловно, отмахиваться от «Аферистов поневоле» не стоит. Да, это не тот фильм, который будут цитировать через годы, не та картина, которую вы станете пересматривать холодными зимними вечерами или которую порекомендуете друзьям, но это возможность увидеть в одном проекте сразу несколько культовых актеров, которые хоть и не перетрудились, но оставили след в памяти. Хороши, к примеру, Криспин Гловер, исполняющий роль самовлюбленного режиссера, сумасшедшая Паркер Поузи, горячая София Вергара и ледяная Мэгги Кью, играющая русскую. В конце концов здесь есть Стивен Фрай, каждое появление которого в кино – большой праздник. Вот только все это отдельные крохотные детали, которые не складываются в единый фильм. Без хорошей истории ни одна афера не работает, тем более поневоле.
С 14 июня в кино.