На Первом канале стартовал сериал Валерии Гай Германики "Школа" -- захватывающая, жесткая и почти документальная история.
После зимних каникул в 9-й "А" приходит новенький, судя по всему, выгнанный из предыдущей элитной школы. Сам себя он в течение одного дня рекомендует "придурком" и "личностью", получает ни с того ни с сего по физиономии и нравится красоткам. Больше, собственно, ничего не происходит – урок физики, на котором изучают колебательные движения под одобрительный хохот, на юбилее любимого учителя происходят действительно ужасные вещи, включая русский народный танец "Валенки", в обеденный перерыв классная прима, рыжая красотка, вяло интригует. Оторваться от этих зрелищ невозможно.
Все это удивительно. В "Известиях" нет правды, в "Правде" нет известий, а на "Первом" не может быть игрового сериала с, судя по первой серии, беспощадным сценарием (полдюжины авторов, среди которых Наталья Ворожбит, Вячеслав Дурненков и Юрий Клавдиев), с бешеной ручной камерой, совершающей колебательные движения, с этнографически корректным молодежным сленгом и подростковой жестокостью уровня "Повелителя мух" и Стэнфордского тюремного эксперимента. Но Валерия Гай Германика, режиссер «Девочек», "Мальчиков" и «Все умрут, а я останусь», действительно сняла сериал "Школа", все про тех же девочек и мальчиков – уже давно совершеннолетняя девушка, лучший молодой (в прямом смысле – обычно "молодой режиссер" это ближе к сорока) режиссер последних лет, школу до сих пор переживает на каком-то подкожном уровне.
Еще удивительней, что придя на солидный "Первый", Германике не пришлось, кажется, ни от чего отказываться – "Школа" ближе к "Девочкам", чем к знакомому сериальному продукту. Любой из современных американских сериалов, локомотивов жанра, рассказывает большую сквозную историю в течение сезона и четко выстроенную историю в рамках одного эпизода. Валерия Гай-Германика показывает нам теленовеллу, очень жестко интегрированную вертикально. Отдельной фабулы у первой серии просто нет – мы знакомимся с героями, пытаемся найти главного, но даже не можем вычленить основной конфликт. Это все не очень по учебнику и тем не менее внимание цепляет так, что даже мысли не возникает переключить канал. Зато ночью вам потом приснится, что вы сдаете физику или что вас вызывают к директору. Под дурацким лозунгом "Наши проблемы круче ваших проблем" Германика (и еще три режиссера, которые не пиарятся) сняла нечто непривычное для отечественных телешоу – историю, рассчитанную не на тихое потребление, а на переживание.
В этой истории не очень даже интересно, как Германика и Константин Эрнст нашли друг друга, является ли "Школа" средством привлечения молодежной аудитории и интеллектуальным "Домом 2" или красивым имиджевым проектом, как будет смотреться реклама майонеза и средств для ухода за печенью рядом со "Школой". Интересно другое – есть целое поколение новых умных режиссеров, которые снимают слабо востребованный артхаус, при этом десятилетие умных сериалов нашу страну, за исключением двух блестящих проектов, "Бригады" и «Ликвидации» (2007), обошло, по большому счету, стороной.
История со "Школой" предлагает неожиданный поворот – трудоустройство российского артхауса на телеканалах в сериальном формате. Остается следить за рейтингами – может и правда колебательные движения таких разных форматов могут войти в резонанс?