Нелепый, но любопытный опыт превращения тизера-анекдота во что-то вроде фантастического блокбастера
В 2018 году американская президентша решает разведать лунные ландшафты, дабы покрасоваться перед электоратом в преддверии выборов. В рамках каламбура (Black to the Moon) одним из астронавтов становится афроамериканец. Приземлившись, экипаж обнаруживает на темной стороне планеты гигантскую свастику, в форме которой выстроена база фашистов, с 1945 года ожидающих удачного момента для возвращения на Землю.
Предприимчивые китайцы в 2011 году нелегально сочинили компьютерную игру по мотивам фильма, но вскоре одумались и извинились перед режиссером.
Слово "анекдот" отлично смотрится рядом с каждым из обстоятельств производства "Железного неба": финский режиссер, снявший до этого пародию на "Звездный путь", сделал эффектный трейлер и предложил неравнодушным вместе с ним сделать фильм про фашистов в космосе. В общем, даже сам выход этого чуда смотрится одновременно подвигом и определенной вехой в истории кинонедоразумений. Впрочем, ладно, Голливуд и не таких колоссов ставил на ноги, вот только ходить не всегда заставлял. Финнам же удалось не только нарисовать космобазу, которую любой гик будет разглядывать куда дольше полутора часов, но и вдохнуть в стим-панк-голема какую-никакую жизнь.
По легенде, идея фильма приснилась сценаристу Ярмо Пускала в сауне.
Авторами саундтрека, совместившего Вагнера, "Имперский марш" и танцевальный индастриал, стала группа Laibach.
Характером это существо чем-то похоже на своего героя – астронавта поневоле Джеймса Вашингтона, который пытается изобразить идеального кинонегра, прикидываясь то Эдди Мерфи, то Дэнзелом Вашингтоном, а то всеми братья Уайансами сразу (чаще всего, к сожалению, получается последнее). Авторы ведут себя схожим образом: попытка пошутить все шутки про черных и фашистов за полтора часа, упихав в оставшееся место едкую сатиру и цитаты из «Доктора Стрейнджлава», к концу может вызвать легкую одышку у зрителя. Элементы изначально остроумного концепта толкаются, но зачем-то хранят серьезность. Все вместе слегка напоминает полотна Ильи Глазунова – вроде бы вещь и интересная, но композиционный центр безнадежно утерян в равновеликих (и более-менее равнонелепых) деталях и персонажах.
Наблюдать за этим мегаломанским трэшем довольно увлекательно, главное не бояться почти гарантированного недоумения на финальных титрах. В памяти, впрочем, останутся и добродушная сатира на фашистов в духе чуть ли не "Мистера Питкина" (на идиотов трудно злиться), и любовно прорисованная техника и точная картина американской внешней политики, готовой приспособить на свои нужды и негров, и нацистов одновременно.