Филерный и безосновательно затянутый блокбастер о принятии пути супергероини.
В начале ноября в мировой прокат вышел фильм «Черная пантера: Ваканда навсегда», который изначально задумывался как сиквел истории Т’Чаллы в исполнении небезызвестного Чедвика Боузмана. Однако трагическая кончина актера поставила продюсеров Disney перед непростой дилеммой: как продолжать историю Черной пантеры без главного героя? Решение пришло быстро. В угоду актуальному ныне фемконтексту преемницей Т’Чаллы была выбрана его младшая сестра Шури (Летиша Райт) — одаренный техногений, которая по всем канонам супергеройского кино вписывалась скорее в образ Робина, нежели Бэтмена.
События второй «Черной пантеры» следуют за смертью Т’Чаллы, произошедшей после непродолжительной болезни героя. Правлением оставшейся без вождя Ваканды заняты, по сути, сразу трое: принцесса Шури, королева Рамонда (Анджела Бассет) и воительница Окойе (Данай Гурира). Внешний мир, от которого африканская страна так упорно скрывалась долгие годы, продолжает становиться угрозой: сотрудники ЦРУ начинают активную охоту за вибраниумом. По ходу дела Шури также натыкается на древнее подводное племя во главе с Нэмором (Тэноч Уэрта Мехия), который грозится напасть на Ваканду, если ему не передадут ученого, ответственного за изобретение машины для обнаружения ценного металла. В конце концов Шури понимает, что ее родина как никогда нуждается в защитнике, и пытается стать новой Черной пантерой.
После кончины Чедвика Боузмана, которая стала настоящей неожиданностью для всей съемочной команды «Черной пантеры», режиссер Райан Куглер всерьез подумывал о том, чтобы уйти из проекта, но в итоге все-таки смог переписать сценарий фильма так, чтобы в нем чувствовалось эфемерное присутствие покойного супергероя: «Ваканда навсегда» открывается торжественной церемонией прощания с Т’Чаллой; все метания Шури так или иначе связаны с ее нежеланием соперничать с фигурой брата и занимать его место в рядах «Мстителей»; оставшаяся без правителя Ваканда то и дело подвергается нападкам со стороны других государств. Казалось бы, все вокруг кричит о необходимости появления преемника Черной пантеры, но кризис самоидентификации Шури как новой супергероини оказывается необоснованно затянутым.
В итоге вместо привычного попкорнового экшена «Ваканда навсегда» дарит бесчисленное количество диалогов о получении власти, потери власти или ее передаче. И если для большинства антагонистов фильма тема обладания и контроля строится вокруг получения заветного вибраниума, то для самой протагонистки Шури власть — это уход от чужой судьбы и простое человеческое желание быть самой собой. Увы, все эти душевные стенания обесцениваются во втором акте, когда в кадре появляется буквально версия Черной пантеры 2.0. В благодарность Куглеру стоит сказать, что он, в отличие от того же Тайки Вайтити, не пытается вылепить из Шури патриархальную версию супергероини, оставляя ей возможность интуитивного взаимодействия с новыми способностями и не забывая об увлечении технологиями.
В первой части «Черной пантеры» Ваканда выступала в виде некоего утопического африканского государства, которому буквально чудом удалось спастись от влияния европейского колониализма. Во второй части продвинутая страна фактически становится полем битвы третьих лиц, жаждущих обрести ее ресурсы. В контексте мировой истории антиколониальный месседж Куглера, бесспорно, важен, но вот в рамки эпического супергеройского кино, где пафос все чаще противоречит зову рассудка, он вписывается с крайне большим трудом, чрезмерно перетягивая одеяло на себя и забирая у ленты главное — зрелищность. В конечном итоге создается впечатление, что политической манифестации в «Ваканде навсегда» больше, чем собственно истории становления новой Черной пантеры — а ведь именно за ней зрители в первую очередь идут смотреть этот фильм.