Питер Джексон обещает, что «Хоббит: Пустошь Смауга» будет серьезнее первой картины. Помимо гномов и орков нас ждут дракон, оборотень, некромант, а также самые суровые эльфы в истории цикла
Сегодня утром Леголас высоко подпрыгнет, приземлится на балюстрады деревянного мостика, переброшенного через канал, выпустит стрелу (цифровую) в убегающего орка (за кадром), а затем спрыгнет на мостик, который всего на несколько дюймов возвышается над мутной водой. Все это одним непринужденным движением – не эльф, а белокурая газель с луком. В выполнении трюка Орландо Блуму помогут лишь его локоны и страховочные тросы.
«Я не был уверен в себе, – смеется он, рассказывая о возвращении к эльфийской акробатике. – Я боялся, что потерял эльфийскую прыть».
Признайтесь, вы ведь по нему скучали? Мы – скучали. Нам не хватало красивого как топ-модель Робин Гуда Средиземья, который во «Властелине Колец» эффектно расправлялся с полчищами гнусных орков. Блум называет свои лучшие боевые сцены «мгновениями Легги». Помните их? Расстрел орков в Амон Хене, серфинг на щите в Хельмовом ущелье, штурм олифанта на Пеленнорских полях. И все это с таким невозмутимым лицом, с каким Райан Гослинг сдает на права.
Когда 36-летний британский актер надевает доспехи, кажется, что прошедшие со съемок «Властелина Колец» 12 лет его не коснулись. Ничего удивительного – для бессмертных эльфов дюжина людских лет короче мгновения ока. Правда, сейчас Блум играет Леголаса, который на 60 лет младше себя во «Властелине». Он меньше болтает и хуже относится к гномам. Среди прочих дополнений к сюжету «Хоббита» в «Пустоши Смауга» будет рассказ о том, как Леголас покинул родное Лихолесье, чтобы в конечном итоге отправиться в Мордор.
Тем временем Блум готовится к прыжку. Он сосредоточенно смотрит на мост, глубоко дышит и примеривается. На счет «три» он взмывает в воздух под шипение сматывающихся тросов. Однако прыжок получился недостаточно высоким, и актер приземляется не на ноги, а на колени.
Что ж, кто сказал, что эльфом быть легко? Если хочешь выполнять такие трюки, нельзя сдаваться. Нужно раз за разом вставать, отряхивать доспехи и пытаться снова. Эльфийское изящество добывается тяжким трудом.
Вчера на съемках героиня Эванджелин Лилли, молодая лесная эльфийка Тауриэль, оживляла умирающую девушку эльфийским заклинанием. Мы в EMPIRE не эксперты по толкиеновским языкам, и нам произношение актрисы показалось безупречным. Канадская звезда, однако, говорит на синдарине почти так же бегло, как на французском, и она была собой недовольна. «Черт, – поморщилась Лилли. – Я опять сказала “он” вместо “она”».
Еще раньше Ли Пейс, играющий Трандуила (древнего и неоднозначного правителя лесных эльфов), с большим трудом удержался на коне и сохранил горделивую королевскую осанку. Его жеребец по кличке Мус, загримированный под оленя, чуть не сбросил наездника, испугавшись массовки с накладными ушами.
«Нам приходится думать о миллионе вещей», – признается Блум. Он и его коллеги должны не только прыгать, стрелять, учить иностранные языки и держаться в седле, но и делать все это в образе. «Когда я надеваю парик, доспехи и сапоги, я превращаюсь в Леголаса. Но легче от этого не становится. Я все равно думаю: “Черт, я удачно приземлюсь или вывихну лодыжку?”»
С каждой новой попыткой Блум все лучше выполняет трюк. Из скрытого динамика доносится заботливый голос: «Почти получилось, Орли… Еще немного, Орли… Еще чуть-чуть, Орли». Это Питер Джексон, подбадривающий звезду, как тренер по боксу подбадривает своих учеников. Наконец Блум делает все как надо – прыгает, приземляется, натягивает лук, стреляет, поворачивается, спрыгивает и исчезает из кадра. «Молодец, Орли, – хвалит актера глас божий. – А теперь еще раз на удачу». И Блум возвращается на исходную позицию, готовясь продолжить свой танец: раз, два, три…
Хотя в трилогии «Хоббит» будет множество компьютерных эффектов, Джексон продолжает подвешивать актеров на тросах и сооружать столь грандиозные декорации, что в их разных углах разная погода. «Это его корни», – объясняет Блум.
Озерный город, втиснутый в павильон К, крупнейший на студии Stone Street Studios в Веллингтоне, – удивительное зрелище. В отличие от известной иллюстрации к «Хоббиту», где он изображен построенным на высоких сваях, Озерный город Джексона сооружен на уровне воды. Наверно, так выглядела бы смесь диккенсовского Лондона с Венецией. Тесные улочки, хлипкие мостики и шаткие здания, сгибающиеся под тяжестью крыш. Мрачное место, где в тумане шныряют сомнительные личности. В Средиземье мы такого еще не видели.
Те, кто хорошо знает «Хоббита», наверняка сейчас не могут взять в толк, что делают в Озерном городе Леголас и вонючий орк. Однако это фильм Джексона, а не книга Толкиена. В обновленном «Хоббите» орки идут по следу гномов, когда те приплывают в бочках в людское поселение неподалеку от Одинокой горы. В свою очередь, наш прыгучий эльф, впервые появившись на экране в эльфийских чертогах Лихолесья, идет по следу орков и тоже попадает в Озерный город.
«На фанском сайте The One Ring меня за это проклянут, но я с удовольствием отклоняюсь от текста, – рассказывает Джексон, пока его подчиненные готовят павильон для съемок охоты на орков в Озерном городе. – Во второй картине куда больше сцен из “Приложений”, чем в первой ленте. Поэтому у нас тут Леголас и Тауриэль, которых не было в “Хоббите”. Собственно, Тауриэль – это вообще не толкиеновский персонаж. Но в этом вся прелесть создания экранизации. Ты можешь удивить даже тех, кто знает оригинал наизусть».
Пуристы, не обижайтесь. Смиритесь с тем, что это не экранизация «Хоббита», а трехсерийная сага, в которой история Бильбо – лишь одна из множества сюжетных линий. Когда Джексон завершит свой грандиозный проект, мы получим шестисерийную эпопею, которая могла бы называться «Война Кольца». Или «Гэндальф – каждой бочке затычка», если вы не любите эпические заглавия. В любом случае «Пустошь Смауга», вторая серия трилогии приквелов, будет еще меньше походить на оригинал, чем первая серия «Хоббита». Легковесным сказочным задором повести здесь и не пахнет.
«Мы добавили много новых сюжетных линий и поворотов, – рассказывает Джексон о работе над “Пустошью”. – Злодеи стали сильнее и страшнее, появились совершенно новые персонажи». Если действие «Нежданного путешествия» развивалось в тех же краях, что и действие «Братства», то в «Пустоши» мы увидим те места и тех жителей Средиземья, которые прежде оставались за кадром. Мы встретим оборотня Беорна, последнего из своего народа. Мы забредем в Лихолесье, «глючное» от грибных спор. Нас протащит в бочках по водопадам (для съемок этой сцены декораторы соорудили огромный кольцевой желоб). Мы пройдем по сырому и зловещему Озерному городу. И мы прибудем на Эребор, Одинокую гору, в глубине которой притаился кровожадный ящер.
Во время обеда Джексон приглашает EMPIRE посетить его ежедневное совещание с Фрэн Уолш (соавтором сценария, продюсером и давней подругой жизни режиссера) и Филиппой Бойенс (соавтором и продюсером). Сейчас начало июня 2013 года, и Джексон только что приступил к дополнительным съемкам, или, как он их называет, «досъемкам». В отличие от бурлящего павильона, маленький режиссерский кабинет – оазис спокойствия. На стенах развешаны картины, изображающие траншеи Первой мировой и самолеты Второй мировой войны. Книжные полки забиты сочинениями Толкиена. Бойенс штудирует зачитанный том «Возвращения Короля». Обращения к Профессору тут обычное дело. «Если долго читаешь книги, “Приложения”, письма и интервью Толкиена, начинаешь додумывать то, на что он только намекал», – замечает Джексон. Как бы далеко он с напарницами ни отходил от текста, он идет по дороге, проторенной автором.
Из всех серий первой трилогии Джексон больше всего любит «Две крепости». Почему? Он не может этого объяснить, и многие зрители считают вторую картину худшей. У вторых серий вообще трудная судьба. Они бывают путаными и мрачными, их создатели намеренно отдаляют развязку, чтобы оставить кульминацию для заключительного фильма. Вспомните вторую серию «Назад в будущее». С другой стороны, уникальные особенности вторых серий порой делают их шедеврами. Взять хотя бы второго «Крестного отца» и «Империя наносит ответный удар». Еще мы в EMPIRE (как и многие поклонники Спилберга) обожаем «Храм судьбы». У вторых серий часто плохая пресса. Вторые серии бывают изобретательными и увлекательными. Во вторых сериях зло иногда одерживает верх.
«По-моему, из трех серий первая была самой сложной, – рассуждает Бойенс о первом фильме, где судьба мира не висела на волоске и где нужно было представить зрителям 15 новых персонажей. – Вторую серию писать проще. Чем дальше, тем интереснее». В «Пустоши» две основные сюжетные линии – приключения Бильбо с гномами и позаимствованный из «Приложений» поход Гэндальфа в Дол Гулдур. События этих линий перемежаются на всем протяжении картины. Также в канву повествования вплетены истории Леголаса, бургомистра Озерного города (Стивен Фрай в «гротескном гриме») и лучника Барда (Люк Эванс). Это уже не сказка. Это эпос.
Подход Джексона к «Хоббиту» некоторым не понравился уже тогда, когда на экраны вышло «Нежданное путешествие». Взрослые критики плакали навзрыд из-за того, что тонкая повесть их детства раздулась до неузнаваемости и превратилась в величественное приключение, снятое на сверхдетальные цифровые камеры со скоростью 48 кадров в секунду.
Многие плакальщики предсказывали картине провал, однако они подавились своими статьями, когда фильм перемахнул планку в миллиард долларов. Непредубежденные зрители оценили и мастерскую игру Мартина Фримена, и добавленную в повествование предысторию грядущего апокалипсиса.
«Во второй картине куда меньше юмора, – признает Джексон, рассказывая о “Пустоши”. – Здесь попросту не над чем смеяться. В первом фильме мы пытались хотя бы отчасти передать дух детской сказки. Во втором фильме это уже неуместно. Слишком уж серьезные события происходят в “Пустоши”, чтобы перемежать их детскими шутками. Так что “Пустошь” ближе к “Властелину Колец”, чем “Путешествие”».
Помимо новых уголков Средиземья, нас ждут новые злодеи. Прежде всего, это пауки, исчадья Шелоб. Также мы встретим Некроманта (Бенедикт Камбербэтч сыграл его в костюме для захвата движений), которого Гэндальф быстро раскусит. «Он уже к концу первого действия поймет, кто такой Некромант», – утверждает Бойенс.
Как и в первой серии, в сиквеле за гномами будет охотиться могучий однорукий орк-альбинос Азог (Ману Беннетт), у которого с Торином давние счеты. В «Пустоши» к нему присоединится столь же суровый орк Болг. «Это самые крутые орки нашего цикла, – хвастается Джексон. – Болг – жуткий тип». И, конечно, дракон. Куда же без Смауга? «Вы обязательно с ним встретитесь», – смеется режиссер. Он очень хочет, чтобы «Пустошь» получилась не только увлекательной, но и страшной.
Если в «Путешествии» город эльфийского старейшины Элронда был для героев безопасной гаванью, то лесные эльфы «Пустоши» окажутся подозрительными и смертельно опасными хозяевами. Особенно для гномов и орков, проникших на их земли. «У Толкиена есть отличная фраза, описывающая лесных эльфов, – смакует Уолш. – Менее мудрые, более опасные».
После обеда каскадер (Тим), мастерски владеющий паркуром (парк-орком?), подменяет Блума, чтобы выполнить особенно сложный каскад трюков «Легги». Он перемахивает через парапет, разворачивается в воздухе перед приземлением в лодку и мгновенно убивает плывущего в ней орка. Затем, прыгая по льдинам, он добирается до берега канала и, перемахнув через еще одного орка, скрывается в аллее. Его лицо художники-компьютерщики потом заменят физиономией Блума. Впрочем, каскадер движется так быстро, что его и без спецэффектов трудно отличить от актера.
Трюкач творит настоящие чудеса, не пользуясь при этом тросами. Когда он заканчивает, сбоку раздаются громкие возгласы одобрения. Это Блум. Иногда эльфом быть проще простого.
«Я сомневался, что мы сможем оправдать возвращение Леголаса, – признается актер. – Но Питер, Фрэн и Филиппа все отлично придумали. Их объяснение правдоподобно. Настоящий эльфийский реализм». Джексон рассчитал, что не упомянутый в «Хоббите» Леголас должен был жить в Лихолесье тогда, когда туда попал Бильбо. Тим повторяет свой трюк, и Блум поворачивается к нему, чтобы оценить усилия каскадера. «Эльфы всегда обращают на себя внимание, – ухмыляется актер. – Потому что мы – лучшие».
Днем ранее, закончив со словесным лечением – сцена снималась в развалинах Озерного города, но она, вероятно, войдет в третью серию, – Эванджелин Лилли рассказала нам историю своих эльфийских ушей. Когда ее взяли на роль, ей предложили три варианта. «Маленькие, средние и большие, – с восторгом объяснила актриса. – Я взяла самые большие. Я хотела внушительные уши. Теперь мои уши в два раза больше, чем у Леголаса. По-моему, чем больше, тем красивее».
Для Лилли роль эльфийки – сбывшаяся мечта. Актриса еще ребенком влюбилась в «Хоббита» и лесных эльфов. «Я воображала себя эльфийкой», – смеется она. В ней есть что-то неземное. Она даже без накладных ушей похожа на эльфа. Не сумев подобрать лучшее слово, главный гример Питер Кинг называет ее «поблескивающей». Сама она описывает себя как «любительницу деревьев».
«Это, наверно, самая заманчивая роль из всех, что мне предлагали», – рассказывает Лилли. Когда Джексон к ней обратился, она только что родила сына и была «не совсем в эльфийской форме». Костюмерам поначалу мешал ее временно увеличившийся бюст. «Я выглядела как барменша, а не как эльфийка».
Тауриэль, вероятно, – самое рискованное сюжетное дополнение. Этой героини нет ни в «Хоббите», ни в «Приложениях». Ее придумали Джексон, Уолш и Бойенс, чтобы скомпенсировать явный дефицит эстрогена. «Мы включили Тауриэль в сюжет по художественным соображениям, – подчеркивает Бойенс. – Нам нужно было добавить в действие женское начало. Наши фильмы ведь смотрят молодые женщины. Решение было на поверхности, и мы легко его приняли». Поначалу они собирались вписать в сюжет эльфийку-подростка и отдать эту роль Сирше Ронан, но в итоге они наняли Лилли и поручили ей пылкую молодую воительницу.
Если Галадриэль – ледяная блондинка, а Арвен – сдержанная брюнетка, то у Тауриэль ярко-рыжие волосы. И соответствующий характер. «Она не слишком мудрая и исключительно опасная, – рассказывает Лилли, цитируя Профессора. – Ей всего 300 лет! Она ребячливая и непосредственная». Лилли надеется, что ее героиня станет своего рода представителем зрителей на экране. Правда, для этого Тауриэль слишком жестока.
«Я лазаю по деревьям и по стенам. В одной из сцен я взбираюсь на орка – Тауриэль почти что ниндзя», – восторгается Лилли. Джексон показал ей несколько уже смонтированных боевых фрагментов. «Она косит врагов как траву, – делится впечатлениями актриса. – Она убивает без сожалений. Это ее работа. Она – машина смерти».
Тем не менее Тауриэль претит «политика изоляционизма», которую проводит эльфийский король Трандуил. Это еще одно дополнение к толкиеновскому сюжету (в повести эльфы – беззаботные сказочные создания).
Если Элронд и Гэндальф увлеченно играют в глобальные политические шахматы, то Трандуил, как объяснил нам Джексон, «презирает все, что творится за пределами его королевства». Поэтому он наглухо закрыл границы. В отличие от своего сурового героя, Ли Пейс обаятелен и гостеприимен. Широко улыбаясь, он пригласил EMPIRE в свой трейлер, похвалил нас за подробное освещение съемок «Хоббита» и предложил травяной чай. «Для меня он тигр, который защищает свои джунгли», – рассказывает Пейс о своем подходе к Трандуилу. Чтобы войти в образ, актер вдохновлялся Обероном и Королем-рыбаком. Также он сходил в несколько ночных походов в новозеландские чащи, чтобы проникнуться духом владыки лесов. «В его краях вы в его полной власти, – говорит Пейс. – Его правила просты и жестоки. Лес Трандуила называется Лихолесье, и его название отражает характер правителя».
Трандуилу три тысячи лет, и Пейс с трудом представляет столь долгую жизнь. «Он очень стар и очень раздражителен, – говорит актер. – Наверно, он слишком много спит». Тем не менее у него репутация лучшего воина Средиземья (похожий на катану бутафорский меч Пейса выкован из цельного куска металла, его гарда и рукоять – изгибы стальной полосы, а не накладные детали). Мощь Трандуила создает значительное сюжетное напряжение, полагает Пейс. «Он лишь в крайних случаях бросает армию в бой». Поэтому главный вопрос картины – что заставит короля выйти из его эльфийской спячки.
Сегодня вечером Леголас пронесется по Озерному городу, преследуя четырех оставшихся в живых орков (здоровенных каскадеров, лица которых в гриме похожи на корнеплоды, коллеги встречают возгласами «дай пять!»). Двоих из них он прикончит метко брошенными ножами.
Питер Джексон ведет EMPIRE по покрытым корой деревянным мосткам Озерного города, чтобы показать нам репетицию. Он рассказывает нам, что раскрыл в «Пустоши» тему отцов и детей. Мы пристально изучим отношения Торина и его отца Трейна, таинственно исчезнувшего с поля боя у ворот Мории. Флэшбек об этом сейчас снимается отдельной группой в павильоне J, где Трейн в исполнении Энтони Шера уклоняется от ударов орков. Мы также узнаем, насколько запутан конфликт Леголаса и Трандуила. И, кстати, Болг – сын Азога. «Надо было сказать “порождение”, – поправляется Джексон, когда EMPIRE интересуется, бывают ли орки-женщины. – По размножению орков у нас эксперт Филиппа».
Джексон очень доволен тем, что нашел отличные начало и финал для срединной ленты. «Пустошь» начнется в знакомом, но неожиданном месте. И она завершится битвой, которую Бойенс считает одним из самых масштабных экшен-творений режиссера. Джексон всегда считал, что книге не хватает решающего боя гномов со Смаугом. Он это исправил. На экране будут бомбы, адские пушки и разъяренный дракон. «Безумная схватка», – радуется Джексон.
Услышав об этом, EMPIRE пугается. Приберег ли Джексон что-нибудь для третьей картины? Джексон зловеще ухмыляется. «Да, у нас еще много всего. Например, битва пяти армий, – говорит он. – Или, может, семи. Или девяти. Кто знает, что мы придумаем, когда доберемся до финала!»