Нудное феминистское нытье о том, что женщинам астронавтов было нелегко, когда их мужья покоряли космос и спали с фанатками
Нудное феминистское нытье о том, что женщинам астронавтов было нелегко, когда их мужья покоряли космос и спали с фанатками.
В 1959 году, через два года после запуска первого советского спутника, правительство США создало космическую программу «Меркурий». Она должна была отправить человека в космос и вернуть его на Землю раньше, чем это сделают в СССР. Первым американцем в космосе должен был стать один из семи военных пилотов, специально отобранных для участия в «Меркурии». Все они были женаты, и пропаганда представляла их идеальными отцами и мужьями, настоящими главами семейств. Но на деле до идеала им было далеко, и никто не знал это лучше, чем их жены, вынужденные скрывать от всех свои семейные проблемы, чтобы не помешать мужьям отправиться в космос.
Американцы проиграли «космическую гонку». Они проиграли ее много раз – первый спутник, первый человек в космосе, первая женщина в космосе, первый выход в открытый космос… И так далее, и тому подобное. Однако со свойственной им самоуверенной наглостью американцы объявили, что выиграли гонку, потому что отправили людей на Луну. И с тех пор они без устали чествуют своих победителей, рассказывая их истории в прессе, в книгах, в кино и на ТВ.
Исчерпав все очевидные темы для воспевания, «Клуб жен астронавтов» – 10-серийный мини-сериал канала ABC, основанный на одноименном документальном исследовании Лили Коппел, – ставит в центр событий семь жен пилотов «Меркурия». Их бравые мужья в шоу тоже появляются, но сериал посвящен не нюансам «космической гонки», а тому, как космическое противостояние с СССР сказывалось на женщинах, фактически превратившихся в матерей-одиночек из-за того, что их мужья проводили все время в космическом центре или в объятьях своих многочисленных фанаток. В отличие от обычных американок, жены астронавтов не могли просто взять и развестись, поскольку семейные скандалы почти наверняка сказались бы на карьерах их мужей и повлияли на их будущие заработки. Так что им приходилось мириться со всем, что творили их супруги, с замиранием сердца следить за каждым пуском и по мере сил поддерживать друг друга, поскольку они никому больше не могли рассказать о своих проблемах.
Заслуживают ли сочувствия героини шоу? Бесспорно, заслуживают. Но заслуживают ли они десятисерийного шоу? Судя по пилоту «Клуба», нет. Потому что многое из того, что можно было сказать о женах астронавтов, ждавших мужей из космоса, уже сказано в предыдущих фильмах о покорении космоса. В частности, в американском «Аполлоне-13» и в нашей картине «Гагарин. Первый в космосе». «Клуб» добавляет к этому, что астронавты, оказывается, были изменщиками, но он не предлагает никаких увлекательных, запутанных и драматичных «мыльных» сюжетных линий, которые заставляют смотреть шоу о неверных женах и мужьях. Возможно, что-то подобное всплывет в сериале в дальнейшем, но Лили Коппел в ходе своих изысканий ничего такого не обнаружила, и вряд ли авторы шоу решатся, сохранив реальные имена персонажей, начисто переврать их подлинные судьбы. Ведь некоторые из героев шоу еще живы, и они легко могут подать в суд, который вряд ли пойдет против американских знаменитостей.
По большому счету «Клуб» сводится к трем вещам – феминистскому нытью по поводу «порабощавших женщин» нравов начала 1960-х, феминистскому же восхищению женщинами, которые в таких условиях растили детей, содержали в порядке дом и излучали счастье и довольство, хотя не чувствовали ни того ни другого… И к отнюдь не феминистскому любованию стильными платьями и идеальными прическами героинь, которые в «Клубе» куда привлекательнее, чем реальные жены астронавтов на их самых гламурных фотографиях. Действительно, Ивонн Страховски («Чак», «Правосудие Декстера»), Доминик МакЭллиготт, Одетт Эннэбл и их коллеги смотрятся как оживший набор «Барби и ее друзья», и это искренний комплимент. Но сериал об их героинях столь же увлекателен, как наблюдение за тем, как маленькая девочка чинно играет с куклами в чайную церемонию.
Наконец, просто абсурдны и оскорбительны попытки шоу представить переживания персонажей «Клуба» как нечто уникальное и особенно трудное. Миллионы, десятки миллионов женщин по всему миру не знают, вернутся ли домой их занятые на рискованной работе мужья, и они в одиночку растят детей, пока супруги днюют и ночуют в офисах и казармах. Но, в отличие от героинь «Клуба», их фотографии не печатают в журналах, а автомобильные компании не сбиваются с ног, предоставляя им за символическую плату свои новые машины. А сколько женщин тащат свои семьи в полном одиночестве, без какой-либо мужской помощи! Сколько женщин пашут день и ночь, а не мучаются от скуки перед телевизором! В сравнении со всеми ними героини «Клуба» – не страдалицы, а везунчики. И у их жалоб на жизнь есть точное американское определение: «Проблемы первого мира». Всем бы такие проблемы!