Занятно придуманное, изобретательно снятое, но при этом сценарно слабое вторжение неопознанного на ранчо в Вайоминге.
Очень странные дела творятся на Западном пастбище ранчо в Вайоминге. Отец-патриарх-ковбой Роял (отец-патриарх-ковбой Джош Бролин) находит занятное отверстие на своей земле — дыру то ли в параллельные миры, то ли во временную петлю, то ли прямо в чрево Пентагона. Разбираться в происхождении провала в почве сил и времени нет, а потому мистер Эбботт решает находку скрыть даже от семьи — преданной и набожной жены Сесилии (Лили Тейлор) и двух взрослых сыновей, Перри (Том Пелфри) и Ретта (Льюис Пуллман). У старшего несколькими годами ранее бесследно пропала жена, и безутешный супруг остался с дочерью Эми (Олайв Элиз Эберкромби) на родительском ранчо.
На мерцающей дыре, в брюхе которой пропадают всевозможные предметы, странности на какое-то время заканчиваются, уступая место рутинной драме жизни ковбоев: выгул скота, родео на быках, грядущий суд с могущественным соседом по кадастровым вопросам и попытка скрыть уголовное преступление всей семьей. Научно-фантастическая или скорее мистическая линия с потусторонней материей существует почти параллельно фамильному бремени. И в этом настойчивом плюрализме сюжетов пока что главная беда нового шоу Amazon. С одной стороны, «Внешние сферы» — старомодный вестерн в духе недавнего хита «Йеллоустоун» с ковбойскими галстуками, внушительными шляпами, патриархальной семьей и довольно медлительными разговорами, в том числе о Боге. Тайна детства Рояла, исчезновение его невестки, сумасшедше красивые горные пейзажи Вайоминга — этих опорных точек вкупе с внушительными актерскими партиями Бролина и Тейлор, в принципе, хватает, чтобы заинтересовать зрителя на старте. С другой стороны, зыбкая пустота на траве, кровь на начищенной пряжке и таинственный зубр со стрелами в могучем боку аудиторию только расширят. Кто не захочет увидеть, как Джош Бролин надерет задницу загадочной пыли из дыры?
Заложенное противоречие земельного, фактурного, буквального, излишне маскулинного и метафизического, мифологического и пластичного в пересказе звучит куда убедительнее, чем выглядит на экране. За хрупкую феминность тайны отвечает студентка, разбившая палатку на ранчо, Отэм Ривер (Имоджен Путс). Девушка не от мира сего, имя которой можно буквально перевести как Осенняя река, ощипывает птиц, бродит по горам и настойчиво участвует во всех происшествиях с Эбботтами. Судя по всему, именно поэтессе отведена роль смысловой связующей двух миров, но пока леди Душа Прерий ведет себя как фанатичная сектантка (отчего ковбой Эбботт, конечно же, без ума).
Истина где-то рядом, но совы не то, чем кажутся: референсы к «Остаться в живых», «Твин Пиксу» и еще множеству телехитов образуют странную субстанцию, у которой конца и края не видно и, похоже, к финалу первого сезона даже очертаний не проявится. «Внешние сферы» очень стремятся быть загадочными и абсолютно непонятными, но пока эта многозначительность вызывает больше раздражения, чем любопытства: каждая серия (пока вышло 4 эпизода) закачивается возмутительным клиффхэнгером, который никак не осмысляется в начале нового эпизода, а флешбэки/видения/эфиры из параллельных вселенных лишь увеличивают плотность таинственности на минуту хронометража.
Но, несмотря на то что лоскуты сюжета скроены очень грубыми и неаккуратными швами сценария — диалоги и мотивации порой возмутительно алогичны и никакими художественным допущениями не руководствуются, — «Внешние силы» находятся в хорошей визуальной и жанровой форме. Они изобретательно придуманы, ловко смонтированы и ритмично движутся по сюжету. Какие бы нелепые поступки ни совершал Роял, от Джоша Бролина невозможно оторваться, а Ретт с каждой новой серией все больше подкупает отрицательной харизмой. Отдельные эпизоды поражают масштабом и красотой, другие заставляют понервничать (симпатия к Эбботтам возникает почти сразу), третьи так или иначе колышут метафизические пласты бытия.
Возможно, «Внешним сферам» не хватает одной общей интонации — у стада и детективных, и мистических, и драматических сцен должен быть один пастух, который выстроит линию движения. Пока все эти кинематографические звери бродят вокруг дыры, не зная, то ли броситься в нее, то ли мирно щипать травку, то ли напасть на соперников. При этом во «Внешних сферах» есть все то, что так хочется увидеть в масштабном сериале, а потому волей-неволей хочется продолжить просмотр. Будем надеяться, что полифония сложится в гармонию во второй половине сезона, а зияющая трещина на Западном пастбище сожрет не только время, потраченное на просмотр шоу.