Новая Анжелика стала менее распущенной, но более серьезной, умной и уравновешенной. В остальном – Франция есть Франция: дуэли, интриги, шпаги, корона и тысяча чертей!
1655 год. Юную Анжелику отец «вслепую» отдает замуж, спасаясь от разорения. Таинственный супруг оказывается графом-отшельником с изуродованным лицом, слывущим колдуном и угрозой королю. Сперва юная дама сторонится ненавистного мужа, но со временем проникается его искренними чувствами к себе, узнает ближе и даже влюбляется. Шестью годами позже Анжелика и Жоффре уже составляют идеальную семью, счастью которой завидует знать всей Франции. Но однажды попавший в сети заговора граф обвиняется в нападении на короля Людовика. Когда супруга отправляют в Бастилию, где после суда его ожидает казнь, Анжелика отправляется в Париж в бой за свою любовь.
Как и недавние наши «Три мушкетера», новая «Анжелика» обречена на сравнение со своей знаменитой предшественницей. И я нисколько не сомневаюсь, что сравнение это будет не в пользу фильма Ариэля Зейтуна. Такова природа человека – раньше и деревья были выше, и трава зеленее, и коленки не болели дождливыми вечерами. Однако рубить сплеча я бы не торопился – «Анжелика – 2013» вовсе не так безнадежна, как могут посчитать стареющие брюзги.
Совершенно естественно в контексте данной картины начать ее разбор не с режиссуры или сценария, а с отношения к главной героине. Можно только поаплодировать смелости Норы Арнезедер, «бросившей вызов» самой Мишель Мерсье, это вам не шутка – загораживать пусть и невероятным телом секс-символ целого поколения. Однако хитрость режиссера и актрисы заключается в том, что Арнезедер вовсе не пытается «переанжеличить» Мерсье, ее героиня отличается от той, что все помнят по фильму полувековой давности. Новая Анжелика, пожалуй, не такая легкомысленная и легкодоступная, как Анжелика Мерсье. Арнезедер (напомним, это именно ее душил «Маньяк» Элайджа Вуд этой весной) играет более напористо, в ее персонаже чувствуется и стержень, и настоящие чувства. С такой Анжеликой в противостояние женщины почти всей Франции веришь куда больше.
Эта, если хотите, «реалистичность» характеров выгодно отличает новый вариант от старого. К героям проникаешься если не любовью, то искренним интересом – даже известный и не слишком перекроенный сюжет не вызывает зевоты. Есть несколько персонажей, которых Зейтун коснулся лишь вскользь (очевидно, им уготованы более яркие эпизоды в дальнейшем), но с ключевыми фигурами режиссер отработал на отлично – каждый из них полноценная тяжелая фигура на большой шахматной доске, со своей историей, понятными мотивами и яркими действиями.
Тут нужно отметить, что и сценаристы, и режиссер весьма тщательно поработали над тем, чтобы адаптировать оригинальный роман. С одной стороны, под нож пошли некоторые второстепенные линии, с другой – многие мотивы героев пришлось обозначить иначе, нежели в книге, с третьей – по настроению новый фильм к финалу уже радикально отличается от первого фильма. Изменен возраст графа Пейрака, иными стали мотивы ненависти Анжелики к своему мужу, в Анжелике стало больше нежности, чем страсти. Фильм выглядит более взвешенным и серьезным, в отличие от первого варианта, временами скатывавшегося в оперетту.
Не меньше ведущих актеров похвалы заслужили и те, кто обычно остаются за кадром. Фильм может с гордостью демонстрировать великолепные декорации и фантастические костюмы как придворных франтов, так и нищих и калек парижских трущоб. Традиционно для французского исторического кино в картине присутствует несколько энергичных схваток на шпагах, снятых с большим изяществом.
Победителя в схватке двух «Анжелик» назвать не возьмусь, скорее на примере этих двух фильмов интересно посмотреть, как изменился кинематограф. Как изменился ритм картины, как сменились акценты, поменялось отношение к женщине, к истории, к Франции, в какую сторону сместилось внимание создателей и зрителей – с такой точки зрения новая «Анжелика» может быть интересна даже самым далеким от романтического исторического кино специалистам. Ну а тем же, кто ждет очередного фильма о героях плаща и шпаги, лучше зрелища не найти: благородные разбойники и коварные придворные, мстительная обворожительница – Франция XVII века во всей красе и уродстве.