Необязательное, но закономерное (и адекватное!) продолжение культовой комедии нулевых.
Десять лет назад вышел дебют Романа Каримова «Неадекватные люди» и влюбил в себя всех вокруг: эта комедия диалогов и ситуаций очаровывала простотой и легкостью произношения, за счастье платить не нужно – оно умножается само на себя. Мелкие недочеты кустарного производства с минимальным бюджетом с лихвой окупились за счет сумасшедшей энергетики молодой режиссуры, колкого юмора, добросовестного сценария и, конечно, игры актеров и той самой химии на экране, которую считают магией кино. В пару с артистом театра «Мастерская Петра Фоменко» Ильей Любимовым встала дебютантка Ингрид Олеринская, которая на съемки попала случайно, и, по легенде, нашли ее чуть ли не на улице среди прохожих. После бескомпромиссного успеха фильма пошли разговоры и мысли о продолжении, но все же не из продюсерского прагматизма, а во имя художественной амбициозный задачи. Каримов задумал сделать что-то вроде трилогии Ричарда Линклейтера («Перед рассветом», «Перед закатом» и «Перед полуночью»), хотя, разумеется, в совершенно других, московских реалиях.
В финале «Неадекватных людей» школьница в костюме школьницы Кристина и мужчина («задрот»!) с грузом большой вины и проблем с алкоголем Виталий находят друг в друге родственные души и импульс двигаться дальше. Еще одна заслуга фильма: спорная и, возможно, провокационная тема отношений с несовершеннолетней (Кристине – 17) если и не выглядит целомудренно, то совершенно лишена пошлости. Прошло десять лет, поменялось время, этика, бэкграунд москвичей, изменились режиссер и актеры, очевидно, что и их герои тоже. Кристина и Виталий женаты: если у него все сложилось и случайная работа в глянцевом журнале превратилась в карьеру архитектора (или босса строительной компании, но это нюансы), то у нее не все так благополучно. Университет был брошен на полпути, работы нет, Кристина продолжает вести дневник, спорить с гостями за обеденным столом и по ночам шкурить шкафы из «Икеи» – вроде как «вить гнездо». Тут и появляется конфликт интересов, который поджидает по ту сторону хеппи-энда: Виталий грезит о детской кроватке, Кристина же пытается разобраться, чего, в общем-то, хочет она.
В этот раз именно с ней и пойдет по дороге зритель. Первая часть была показана глазами Виталика: переезд из Серпухова, болезненные флешбэки, новая работа. По большому счету это была история о мужчине в стране женщин: чересчур уверенная в себе начальница, недовольная коллега, взбалмошная соседка-школьница, ее тревожная мать и подруга – весь этот хоровод сложился в комедию. Сегодня все наоборот: «Неадекватные люди 2» хочется назвать «Кристиной в стране дураков», правда, одна женщина среди мужчин уже не комедия, а, увы, скорее драма. Новая этика существует больше на словах, чем на деле: попытки Кристины разобраться с самореализацией превращаются в замкнутый круг, где ее мотает по работам, университетам, кабинетам, а каждый встречный мужчина с азартом готов показать ей место. Бесконечное унижение, давление, снисхождение – мизогиния бытового разлива, с которой героиня сталкивается каждый день.
Путь Кристины к самостоятельности похож на сказку про Буратино: учебник она обменяла на билет в кукольный театр, деньги раз за разом пыталась посеять на поле чудес – деревянная девочка из тепличных условий опеки пытается стать человеком из плоти и крови, и у нее получается, но не сразу. Каримов отчасти ступает по тонкому льду и заглядывает в изнанки: этика вроде бы есть, но кто ее соблюдает? Выбранный путь поперек патриархата и традиционного уклада с семьей во главе угла не всегда приводит к финалу, которого ожидаешь, – у всего есть оборотная сторона, да и сама Кристина набила шишек не просто так. Под сомнения Каримова и двойственность любой величины попадает и психолог (Евгений Цыганов) – ироничный проводник в мир счастья и гармонии, он показывает свои манипулятивные навыки, хотя будто бы и без злого умысла. В общем и целом все неадекватные люди в один момент оказываются в серой зоне: от эмигранта-продавца (Роман Хан) на кассе супермаркета до красавчика Германа (резидент Comedy Club Андрей Бебуришвили, подозрительно похожий на Любимова).
Десять лет немаленький срок не только для героев, но и для самого Каримова: покинув отряд сумасбродных дебютантов, он довольно легко продолжил снимать развеселые комедии вроде «Гуляй, Вася!» и «Все и сразу», откровенно странным пунктом в фильмографии можно считать только вылазку на поле другого жанра в «Черной воде». Не стремясь причислять себя к индустрии, но и не выходя из нее, Каримов развлекает публику спорным постами в Фейсбуке (некоторые из которых превращаются в локальные мемы) и поддерживает репутацию то ли рокера, то ли панка, но, судя по фильму, и ему пришлось повзрослеть. В интервью режиссер не раз говорил, что соотносит себя с персонажем Кристины, если поверить на слово, то «Неадекватные люди 2» твердят о том, какие это для него были непростые десять лет. В вокабуляре постановщика на смену лихим монтажным склейкам и искромётным репликам приходит путаная конструкция сюжета, которая встанет в стройную линию лишь в финале. «Неадекватные люди» стали конструктором с перепрыгиванием флешбэков, сюжетных дуг и дополнительных персонажей – как режиссер просил сам, «смотрите кино эмпирически», и тут сложно поспорить. Если нелинейность драматургии поначалу скорее раздражает, то проникнуться сочувствием к давно любимым героям не вызывает никакого труда (правда, сложно предположить, как фильм будет восприниматься теми, кто оказался в зале, не видя оригинала).
«Неадекватные люди 2» – логичное и закономерное продолжение той самой истории о двух одиночествах, в которой от комедии осталось жутко мало. На смену трепету, азарту и куражу пришли поиски осознанности, компромиссов и исправление ошибок, в общем, все как у адекватных людей.