Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Макбет»

Выдающаяся экранизация шекспировской пьесы с замечательной игрой Майкла Фассбендера в роли Макбета

Добавить в закладки

Шотландский полководец Макбет (Майкл Фассбендер) побеждает мятежников, покусившихся на власть короля Дункана. После битвы Макбету и его соратнику Банко (Пэдди Консидайн) являются ведьмы-пророчицы, которые предсказывают, что Макбет станет сперва таном Кавдора, а затем – королем Шотландии, в то время как потомки Банко оснуют королевскую династию. Когда Дункан награждает Макбета танским титулом, ранее принадлежавшим одному из мятежников, полководец и его жена (Марион Котийяр) решают, что должны убить правителя, дабы занять предсказанный им королевский трон.

Кадр из фильма "Макбет"

Можно привести немало аргументов в пользу осовремененных экранизаций Шекспира, в которых действие переносится в нынешние мегаполисы, а короли и аристократы превращаются в гангстеров и полицейских. Однако картины, в которых мафиози декламируют патетические шекспировские монологи, трудно воспринимать без иронии, неизбежно разрушающей драматизм классических пьес. Макбет может быть бандитом, участвующим в переделе мельбурнского криминального мира, как это было в вышедшей в 2006 году австралийской экранизации драмы (заглавного героя в фильме сыграл Сэм Уортингтон, будущий «Аватар»). Но меч шотландского тана идет ему куда больше, чем гангстерский автомат. Хотя бы потому, что ключевое для пьесы понятие «легитимность» в криминальном мире не существует. А еще потому, что решения, которые принимает мельбурнский Макбет, не отражаются на жизни целой страны, ввергнутой в бесконечную череду междоусобиц.

Кадр из фильма "Макбет"

Изначально предполагалось, что леди Макбет сыграет Натали Портман

К счастью для зрителей, уважающих классику, новая британская экранизация «Макбета», снятая австралийцем Джастином Курзелем, замысел Шекспира не переиначивает. Конечно, как и любая постановка классической пьесы, картина предлагает собственную, обычно интересную и уместную, интерпретацию ключевых моментов «Макбета» (скажем, в фильме шотландский принц сбегает в Англию, став свидетелем отцовского убийства, а не просто испугавшись случившегося). Но действие картины разворачивается в средневековом мире, среди шотландских гор и замков. И это позволило режиссеру перенести Шекспира на экран без тени иронии и с сохранением всех сюжетных и словесных нюансов, важных для исходного текста.

Кадр из фильма "Макбет"

Показ фильма на Каннском кинофестивале увенчался 10-минутной зрительской овацией

Режиссерский подход Курзеля можно назвать одновременно стилизованным и сдержанным. В картине немало операторских изысков, игр со светофильтрами, съемок в густом шотландском тумане, художественных приемов, заставляющих вспомнить «300 спартанцев». Но постановщик ни в одном кадре не позволяет себе отвлечь зрителей от драматических идей «Макбета» и превратить картинку фильма в красоту ради красоты или в «мочилово» ради «мочилова». Так, открывающее ленту сражение армии Макбета с армией изменников одновременно визуально подчеркивает мощь и воинственность героев и кошмар происходящего – простые шотландцы, порой только что взявшие в руки оружие подростки, убивают друг друга из-за амбиций аристократов.

Кадр из фильма "Макбет"

Хотя Макбет выигрывает битву, он, в отличие от короля, не ликует. Он видит и осознает, какой ценой далась победа, и в буквальном смысле слова «кровавые мальчики» донимают его еще до того, как он убивает правителя. Если Шекспир отсчитывает грехопадение Макбета от того момента, когда героя посещают ведьмы, то для Курзеля тан с самого начала фильма движется по скользкой дорожке, участвуя в бессмысленных и безжалостных войнах. И то, что он, мучаясь совестью, не смягчает конфликты в королевстве, а усугубляет их, когда восходит на престол и становится тираном, превращает его в символ тех народов, которые, вырыв себе братоубийственную могилу, продолжают копать. В этом плане «Макбет» Курзеля смыкается с «Игрой престолов», хотя отношение австралийца к средневековым войнам куда более негативно, чем позиция авторов цикла, которые, кажется, верят, что такие войны могли быть справедливыми.

Кадр из фильма "Макбет"

Какие бы глобальные идеи ни затрагивала картина, в центре повествования все же находятся не народы, а люди, и придраться ни к одному из исполнителей основных ролей невозможно. Британские критики, правда, нашли, что не все актеры в равной степени владеют шотландским акцентом, и тех, кто знает английский как родной, это может раздражать (в России фильм выходит в прокат с переводом субтитрами). Но в нашей стране это проблема лишь для самых тонких ценителей, и серьезного обсуждения она не заслуживает.

Кадр из фильма "Макбет"

В отличие от того, что Майкл Фассбендер с его уникальным сочетанием мужественности и душевной «подточенности» был рожден для роли Макбета в куда большей степени, чем признанные театральные исполнители этой роли вроде Патрика Стюарта. Когда Макбет Стюарта незаконно восходит на престол, он все же кажется заслуживающим трона, потому что такова его мощная лидерская харизма. Однако это нарушает шекспировский замысел. В Макбете на престоле должен быть оттенок мальчишки из анекдота, который надел каску, но не стал настоящим сварщиком. И в Фассбендере этот оттенок есть. Его специфическая харизма идеально подходит для роли доблестного, но душевно слабого война, которым управляют его амбиции и его супруга и которого сводят с ума раздирающие его надвое паранойя и совесть. В такого Макбета веришь во всех его сценах, и это определенно один из лучших Макбетов в истории кино – а может быть, и во всей истории постановок трагедии. При этом Макбет Фассбендера человечески правдоподобен, без театрального переигрывания, неуместного на большом экране.

Кадр из фильма "Макбет"

Леди Макбет в исполнении Марион Котийяр не столь ярка, как обычно представляют эту героиню, но она и не должна перевешивать заглавного персонажа и превращать его в безвольную марионетку, не отвечающую за свои поступки. Героиня Котийяр – жена и женщина, а не суперзлодей из «бондианы», и фильм бы проиграл, если бы эта роль была сыграна иначе.

В целом «Макбет» Курзеля – замечательная постановка как для тех, кто хочет познакомиться с классикой, не читая ее, так и для тех, кто коллекционирует интерпретации «Макбета» и хочет насладиться постановкой, сочетающей уважение к Барду с визуальным мастерством и режиссерским талантом. Конечно, нельзя сказать, что «Макбет» 2015 года добавляет что-то принципиально новое к мировому кино, поскольку в конечном итоге это просто убедительная интерпретация хорошо всем известной пьесы. Но экранизации такого уровня встречаются нечасто, и новый «Макбет» заслуживает вашего внимания.

С 26 ноября в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?